Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

14.01.2013. Верховный суд разъяснил, как судить коррупционеров.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации принято постановление № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» от 09.07.2013 № 24. Данным постановлением руководствуются и органы предварительного расследования при расследовании преступлений указанной категории.

Наиболее распространенным и опасным среди преступлений коррупционной направленности является взяточничество. Оно не только посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет. Это явление деформирует правосознание граждан, создает у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Статья 290 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за получение взятки, статья 291 – за дачу взятки, статья 291.1. – за посредничество во взяточничестве, статья 204 – за коммерческий подкуп.

Статьей 290 УК РФ установлена ответственность за получение взятки. Попасть на скамью подсудимых рискует чиновник, получивший незаконное вознаграждение, если он:

- совершает в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действия (бездействие), входящие в его служебные полномочия. Это такие действия, которые он имеет право или обязать совершить, например, ускорить принятие соответствующего решения.

- способствует совершению указанных действий (бездействию) в силу своего должностного положения. В этом случае должностное лицо использует авторитет и иные возможности занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц в целях склонения к совершению соответствующих действий.

- покровительствует или попустительствует, в частности, необоснованно назначает подчиненного на более высокую должность, включает его в списки лиц, представляемых к поощрительным выплатам. К попустительству по службе относится, например, согласие должностного лица контролирующего органа не применять входящие в его полномочия меры ответственности в случае выявления совершенного взяткодателем нарушения.

- совершает незаконные деяния (фальсификация доказательств по уголовному делу, не составление протокола об административном правонарушении, принятие незаконного решения на основании заведомо подложных документов, внесение в документы сведений, не соответствующих действительности).

В постановлении четко указывается, как надо квалифицировать действия должностного лица, получившего так называемый «откат». Если чиновник заключил от имени соответствующего органа договор, на основании которого перечислил вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг, и получил за это незаконное вознаграждение, то содеянное им образует состав сразу двух преступлений – получение взятки и растрата. Если же при указанных обстоятельствах стоимость товаров, работ или услуг завышена не была, а вознаграждение получено за сам факт заключения государственного или муниципального контракта, содеянное должно квалифицироваться как получение взятки.

Ответственность за получение взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия заранее обусловлены взяткой.

Предметом взяточничества и коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера (к примеру, ремонт квартиры, строительство недвижимости, скидка на какие-либо услуги) и предоставление имущественных прав.

Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.

Обязательными условиями освобождения от уголовной ответственности за дачу взятки относятся добровольное сообщение после совершения преступления в правоохранительные органы, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления. Активное способствование состоит в совершении действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц, обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.

Не образует состав преступления действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки или коммерческом подкупе, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом в правоохранительные органы, и передача производилась под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации максимальное наказание за получение взятки – лишение свободы на срок до 15-ти лет, за дачу взятки и посредничество во взяточничестве – до 12-ти лет лишения свободы, за коммерческий подкуп – до 6-ти лет лишения свободы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации обратил внимание судов на необходимость исполнять требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания лицам, совершившим коррупционные преступления с использованием своего служебного положения, учитывая содержание мотивов и целей, значимость обязанностей, которые были нарушены, продолжительность преступных действий (бездействия), характер и тяжесть причиненного вреда, другие фактические обстоятельства и данные о личности виновного.

 

Белоярская межрайонная прокуратура.