Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

Трудовые права несовершеннолетних

Несовершеннолетние граждане в возрасте до 18 лет в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными Трудовым кодексом РФ и другими актами трудового законодательства.  

Статья 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии со статьей 7.1-1 Закона о занятости оказывают государственные услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних в свободное от учебы время, реализуют программы, предусматривающие меры по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, организуют и проводят специальные мероприятия по профилированию безработных граждан.

Согласно статьи 7.2 Закона о занятости органы местного самоуправления наделены правом участвовать в проведении оплачиваемых общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу в соответствии с ч. 6 ст. 64, ч. 3 ст. 391 Трудового кодекса РФ можно обжаловать в суд.

 В соответствии с п. 9.1 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг в первые 3 года трудовой деятельности, гражданам, имеющим статус безработных.

Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона о занятости могут быть признаны безработными.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гражданам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Органы службы занятости в течение указанного срока осуществляют профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории.

Согласно п. 6 ст. 9 Закона о поддержке детей-сирот работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Прокуратурой Свердловской области регулярно проводятся проверки соблюдения законодательства, направленного на охрану трудовых прав несовершеннолетних, в ходе которых выявлены нарушения закона при организации их трудовой деятельности.

Нередко при приеме несовершеннолетних на работу работодатели не включают в трудовые договоры обязательные условия труда подростков, не заводят трудовые книжки, не оформляют страховые свидетельства государственного пенсионного страхования работникам, трудоустроенным впервые. Выявлены случаи, когда в трудовых договорах не указываются сведения о режиме работы и отдыха, начале и окончании рабочего дня, а также об условиях оплаты труда, что является нарушением требований ст. 57 Трудового Кодекса РФ.

Установлены факты невыплаты несовершеннолетним заработной платы при их увольнении. Так, прокуратурой г. Качканара выявлен случай невыплаты заработной платы 23 подросткам, трудоустроенным в летний период в муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Дом детского творчества» в размере более 109 тыс. рублей. По данному факту прокуратурой города в отношении исполняющего обязанности директора дома творчества Ольги Камалдиновой возбуждено административное дело по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которое рассмотрено, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 1 тыс. рублей. По требованию прокурора, имевшаяся задолженность по выплате заработной платы несовершеннолетним, в сентябре 2012 полностью погашена. 

Прокуратурой г. Красноуральска выявлено, что директором муниципального казенного учреждения отделом детско-подростковых и молодежных клубов «Молодежная галактика»Анной Скрыльниковой не приняты меры по разработке инструкции по охране труда для рабочих по благоустройству населенных пунктов, не издан приказ о проведении вводного инструктажа по охране труда при приеме на работу несовершеннолетних. В связи с этим, прокурором города возбуждено дело об  административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении директора. Скрыльникова оштрафована в размере 2 тыс. рублей.

Также выявлены нарушения в деятельности центров занятости населения.

Так, по представлению прокуратуры г. Красноуральска, внесенному директору государственного казенного учреждения «Красноуральский центр занятости», к дисциплинарной ответственности привлечена начальник отдела содействия трудоустройству Оксана Захватошина. В ходе прокурорской проверки установлено, что центром было отказано двум несовершеннолетним в постановке на учет на трудоустройство, в связи с тем, что они имели временную регистрацию по месту жительства. После прокурорского вмешательства нарушения устранены, несовершеннолетние поставлены на учет.

По результатам проверок городскими и районными прокурорами выявлено 61 нарушение трудового законодательства, внесено 12 представлений, по результатам рассмотрения которых, 10 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, возбуждено 11 дел об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение трудового законодательства), принесено 7 протестов, в суд направлено 3 иска об обязании провести аттестацию рабочих мест по условиям труда.