Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

31.01.2013. Требования миграционного законодательства для иностранных граждан, прибывающих на работу в Российскую Федерацию.

Согласно требованиям Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.

Срок временного пребыванияв Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) и получившего разрешение на работу с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Работодателем в соответствии с указанным Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом если  трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) предусматривает осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, данный иностранный гражданин должен подтвердить владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком.

Иностранный гражданин подтверждает владение русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком одним из следующих документов:

1) сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку, выданным в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяющим, что иностранный гражданин владеет русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком;

2) документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории Российской Федерации или документом об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным на территории иностранного государства и признаваемым на территории Российской Федерации;

3) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории государства, входившего в состав СССР, до 1 сентября 1991 года;

4) документом государственного образца об образовании (на уровне не ниже основного общего образования), выданным образовательным учреждением на территории Российской Федерации с 1 сентября 1991 года.

Подтверждение владения русским языком не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

 Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Разрешение на привлечение иностранной рабочей силывыдается на основании Правил выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».

Привлеченный иностранный работник может выполнять трудовые обязанности только на территории того субъекта Федерации, где его работодатель получил разрешение на привлечение иностранного работника.

Привлечение иностранной рабочей силы не является самостоятельно текущим процессом - этот процесс строго регулируется государством путем квотирования рабочих мест для иностранных работников и распределения квот по регионам в соответствии с Правила миопределения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.12.2006 № 783.

Проверками  законности привлечения к труду иностранных граждан и лиц без гражданства в 2012 году выявлены многочисленные нарушения со стороны иностранных граждан правил въезда в Российскую Федерацию, режима пребывания в Российской Федерации, а также незаконного привлечения их к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Так, Артёмовской городской прокуратурой установлено, что в ООО «Артёмовский железобетонный завод» осуществляют трудовую деятельность два гражданина Узбекистана в качестве подсобных рабочих без разрешения на работу.

По данному факту 06.04.2012 Артемовским городским прокурором в отношении юридического лица ООО «Артёмовский железобетонный завод» вынесено два постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении рассмотрено 26.05.2012 Арбитражным судом Свердловской области, юридическое лицо привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 250000 руб.

Аналогичные нарушения со стороны работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, выявлены прокурорами городов Первоуральска, Верхней Пышмы, Качканара, Полевского, Железнодорожного, Октябрьского районов г. Екатеринбурга.

Всего за истекший период  2012 года прокурорами выявлено 268 нарушений закона, на незаконные правовые акты принесено 50 протестов, внесено 61 представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 33 лица привлечены к дисциплинарной ответственности, к административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 26 лиц, объявлено 13 предостережений.

Отдел по надзору за соблюдением

федерального законодательства,

прав и свобод граждан