Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

Разъяснение законодательства об ответственности за нарушения миграционного законодательства

С 01 июля 2010 года введены новые требования к иностранным работникам, занятым у физических лиц таким видами деятельности, как индивидуальное строительство, уход за детьми, выполнение домашней работы, и в иных сферах, не связанных с предпринимательской деятельностью. Для таких иностранцев предусмотрено обязательное оформление патента и уплаты налога (ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

При этом в законодательстве сохранены требования к оформлению разрешений на работу, которые обязательны для всех категорий иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

В том случае, если на работу принимаются граждане из стран с визовым порядком въезда в Российскую Федерацию, работодатель обязан оформить еще и разрешение на привлечение к трудовой деятельности и использование труда иностранных работников.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) содержит ряд норм, предусматривающих ответственность за нарушения требований законодательства о пребывании и трудовой деятельности иностранных граждан, они закреплены в Главе 18 КоАП РФ.

Примечательно, что в случае осуществления иностранным работником трудовой деятельности в России без разрешения на работу, к административной ответственности привлекается как он сам, так и его работодатель, в том числе - и как юридическое лицо. Несоблюдение требований законодательства может повлечь плачевные результаты: иностранный нарушитель может подвергнуться административном выдворению за пределы страны, а деятельность организации, грубо нарушившей правила привлечения иностранных работников, может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Административное выдворение предусмотрено за нарушение иностранным гражданином правил въезда и пребывания, за незаконное осуществление им трудовой деятельности в Российской Федерации. Принимающая сторона несет ответственность за своевременную постановку иностранного гостя на миграционный учет (а также снятие с учета), а работодатель - за надлежащее оформление документов, разрешающих ему использовать труд иностранцев.

Необходимо отметить, что в случае выявления фактов незаконного привлечения работодателем к трудовой деятельности нескольких лиц (без соответствующих разрешительных документов), ответственность наступает отдельно за каждое из нарушений (то есть, работодатель будет оштрафован столько раз, сколько нелегалов он приютил у себя на стройке).

Кроме того, лицо, совершившее административное правонарушение в сфере миграционных правоотношений, может быть привлечено к установленной ответственности в течение 1 года с момента его совершения, тогда как по общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности составляет 2 месяца.

Таким образом законодатель выделяет важность соответствующей группы правоотношений.

Обжаловать незаконное постановление о назначении административного наказания гражданин может путем обращения в вышестоящий орган или в районный суд.

Прокурор имеет право принести протест как на не вступившее в законную силу постановление уполномоченного органа, так и принести надзорный протест на постановление, вступившее в законную силу. Однако, правом принесения надзорных протестов наделены только прокуроры субъектов Российской Федерации.