Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

20.03.2013. О противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения в указанной сфере, является Федеральный закон от 07.08.2001№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В частности, указанным Законом определяются порядок взаимодействия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом.

Его основной целью является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Статьей 5 Закона определен закрытый перечень организаций, на которых распространяется его действие.

В частности, к ним относятся: кредитные организации; профессиональные участники рынка ценных бумаг; страховые организации и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторы по приему платежей; коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов и иные хозяйствующие субъекты.

Статьей 7 Закона определен закрытый перечень обязанностей, возложенных на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, неисполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Среди них можно выделить следующие: разработка правил внутреннего контроля; документальное фиксирование и предоставление  в установленные сроки в уполномоченный орган сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю; постановка организации на учет в уполномоченном органе; назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил и реализацию программ, в том числе, их соответствие квалификационным требованиям; проведение идентификации лиц, находящихся на обслуживании, в том числе, с применением «Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности»; обеспечение конфиденциального характера информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля; хранение сведений, необходимых для идентификации личности.

При этом, как показывает практика прокурорского надзора, наиболее часто нарушения в данной сфере допускаются в деятельности лизинговых компаний, ломбардов, организаций, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; букмекерских конторах, агентствах недвижимости, которых на территории области находится значительное количество.

В частности, проведенной прокуратурой Верх-Исетского района                            г. Екатеринбурга проверкой деятельности ООО «Яшма Золото Урал», осуществляющего деятельность по торговле ювелирными изделиями и драгоценными камнями, установлены многочисленные нарушения  законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Так, представленные руководством организации правила внутреннего контроля не соответствуют предъявляемым требованиям, поскольку,  в нарушение пункта 2 статьи 7 Закона, не содержат сведений об идентификации клиентов.

Кроме того, при установлении предприятием договорных отношений с клиентами не предпринимается достаточных мер по их идентификации. О данных фактах свидетельствует отсутствие соответствующих анкет, в то время как данная обязанность закреплена пунктом 1 статьи 7 Закона.

Помимо прочего, в ходе проверки представителями ООО «Яшма Золото Урал» не представлен «Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности».

Более того, организацией нарушаются установленные пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона трехдневные сроки отправки в уполномоченный орган сообщений по сделкам, подлежащим обязательному контролю.

Согласно приказу от 05.03.2009 № 8-1 должностным лицом ООО «Яшма Золото Урал», ответственным  за организацию внутреннего контроля, является главный бухгалтер предприятия.

В связи с чем, в отношении данного должностного лица заместителем прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга вынесено постановление о возбуждении дела об административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к штрафу в размере 10 тысяч рублей.

Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга в деятельности ООО «Дом-АС».

По результатам рассмотрения постановлений прокурора должностные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

Работа по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на территории региона продолжается.

Отдел по надзору за  соблюдением прав предпринимателей