Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

Прокуратура внесла представление главе Екатеринбурга в связи с выявлением грубых нарушений градостроительного законодательства

Обеспечение неукоснительного исполнения законодательства в градостроительной сфере продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры Свердловской области.

Прокуратура области осуществляет надзорное сопровождение исполнения законодательства при реализации национальных проектов, в том числе «Жилье и городская среда».

В ходе надзора изучены обращения застройщиков о согласовании проектов планировки территории, поступившие в администрацию г. Екатеринбурга, промежуточные ответы администрации, отказы в удовлетворении ходатайств застройщиков, постановления администрации г. Екатеринбурга о предоставлении права разработки проектов планировки территории с 1 октября 2018 года по 7 октября 2019 года включительно, реестр о результатах рассмотрения заявок застройщиков.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ Правительство Российской Федерации утверждает исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации № 403-ПП на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации размещен реестр описаний исчерпывающего перечня процедур. При этом, в реестре по процедуре принятия решения о подготовке документации по планировке территории указано, что для получения решения о подготовке документации по планировке территории подается только заявление в орган местного самоуправления. Основания для отказа отсутствуют. Решение должно быть принято в течение 30 календарных дней.

Отсутствие порядка рассмотрения обращений по разработке проектов планировки территории и принятия решений, привело к разнообразному подходу должностных лиц администрации г. Екатеринбурга к рассмотрению одних и тех же вопросов (заявок) и нарушению прав застройщиков.

1. Систематическое (повсеместное) нарушение норм Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», предусматривающих 30-дневный срок для их рассмотрения.

Вместе с тем, администрация г. Екатеринбурга рассматривает заявки по градостроительным вопросам более 30 дней. Это касается и рассмотрения обращений на предоставление права подготовки проекта планировки. В большинстве случаев в 30-дневный срок заявителям направляются «промежуточные» ответы, подписанные начальником Главархитектуры, о включении заявки в повестку комиссии по градостроительной деятельности. Подготовка промежуточных писем не предусмотрена ГрК РФ и не исключает обязанности администрации принять решение по существу обращения в 30-дневный срок.

2. По некоторым обращениям постановление администрации г. Екатеринбурга принято быстрее, чем в 30-дневный срок. По иным обращениям постановление администрации г. Екатеринбурга либо отказ приняты от 2 до 6 месяцев, например.

Из ответов на заявки застройщиков следует, что письмом администрации города принимается решение о подготовке проекта планировки территории, вместе с тем, правовой акт (постановление) оформляется через несколько месяцев.

Информация, отраженная муниципалитетом в реестре о результатах рассмотрения заявок, показала, что из 130 заявлений, направленных в администрацию г. Екатеринбурга с 9 октября 2018 года по 3 октября 2019 года, положительно рассмотрены (то есть приняты постановления) в 56 случаях. Из 56 постановлений в 30-дневный срок приняты только 7 постановлений, что составляет 12,5 %.

Вышеизложенное свидетельствует о многочисленных фактах волокиты со стороны должностных лиц администрации г. Екатеринбурга.

3) Некоторые обращения не содержат информацию о приложенных к заявке документах, обосновывающих градостроительные намерения застройщика. По ним администрацией принимаются положительные решения о предоставлении права подготовки проекта планировки территории. По некоторым обращениям застройщики несколько раз обращаются с одним и тем же вопросом и получают отказы со следующим содержанием: «не представлены обосновывающие материалы». При этом, администрация не указывает, какие именно обосновывающие материалы должен предоставить заявитель, не указывает норму права которой руководствуется при подготовке отказа. Такая ситуация приводит к нарушению прав заявителей, поскольку, из ответа застройщикам не ясно, что необходимо исправить в заявке, какие «обосновывающие» документы подготовить.

Такие примеры свидетельствуют о применении «двойных» стандартов при рассмотрении однотипных обращений, о создании одним компаниям преференций, другим – необоснованных ограничений.

4. Положительные решения о предоставлении права разработки проекта планировки территории принимаются в форме правовых актов администрации г. Екатеринбурга (постановление), утверждаемых Главой Екатеринбурга, являющегося руководителем администрации г. Екатеринбурга. Отрицательные решения (отказы в предоставлении права разработки проекта планировки территории) оформляются письмами заместителя Главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования и начальника Главархитектуры.

Исходя из ст. 9 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования «город Екатеринбург», положений Устава муниципального образования «город Екатеринбург», следует, что принятие решений о подготовке документации по планировке территории (отказы в принятии решений) принимаются исключительно администрацией г. Екатеринбурга в форме постановлений. Принятие решений в форме писем заместителем Главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования начальником Главархитектуры не предусмотрено.

Данная практика свидетельствует об игнорировании заместителем Главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования, начальником Главархитектуры норм градостроительного законодательства и законодательства о местном самоуправлении и отсутствии со стороны Главы Екатеринбурга контроля за деятельностью подчиненных ему должностных лиц.

5. Установлены факты отказов по основаниям, не предусмотренным градостроительным законодательством, нормативными актами, регулирующими правоотношения в области исчерпывающего перечня процедур.

Среди оснований к отказам, указанных администрацией в переписке, указаны следующие: разработку проекта планировки территории считаем нецелесообразной, разработку проекта планировки территории считаем преждевременной, разрабатывается новая редакция правил землепользования и застройки, необходимо представить вариант (концепцию) градостроительного развития территории, предоставить (не представлены) обосновывающие материалы и иные.

Администрация г. Екатеринбурга (в форме письма заместителя Главы Екатеринбурга по вопросам капитального строительства и землепользования или письма начальника Главархитектуры) требует от застройщиков обосновывающие материалы, некие концепции (варианты) градостроительного развития. При этом, ни в законодательстве, ни в самих ответах не указываются требования к форме и содержанию обосновывающих материалов.

Между тем, в соответствии с информацией, содержащейся в реестре описаний исчерпывающего перечня процедур, по процедуре принятия решения о подготовке документации по планировке территории указано, что для получения решения о подготовке документации по планировке территории подается только заявление в органы местного самоуправления. Основания для отказа отсутствуют.

Согласно нормам ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, также не предусмотрены никакие обосновывающие материалы.

Таким образом, орган местного самоуправления предъявляет требования к застройщикам города, не предусмотренные действующим законодательством.

В некоторых случаях администрация требует предоставить расчет мест в школах и детских садах. При этом информация о проектной мощности и фактической загруженности объектов образования имеется в Департаменте образования. В этой связи, застройщики вынуждены неоднократно обращаться в различные структурные подразделения администрации для предоставления информации из Департамента образования специалистам Главархитектуры, что свидетельствует об отсутствии регламента межведомственного взаимодействия внутри администрации, что приводит к нарушению прав предпринимателей.

Вышеуказанные факты вкупе с отсутствующим Положением «О порядке рассмотрения обращений и принятия решений о подготовке проектов планировки территории» свидетельствуют о создании систематических препятствий для осуществления строительства на территории г. Екатеринбурга, и негативно сказываются на инвестиционной привлекательности г. Екатеринбурга.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей.

Таким образом, принятие решения о подготовке документации по планировке территории должно осуществляться на основании соответствующего административного регламента, который в нарушение ст. 29 Федерального закона № 210-ФЗ, до настоящего времени администрацией г. Екатеринбурга не принят.

По результатам проверки прокуратура области внесла представление главе Екатеринбурга с требованием устранения выявленных нарушений.

Рассмотрение акта прокурорского реагирования находится на контроле прокуратуры.

(Управление по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Свердловской области)