Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

20.06.2013. Особенности возбуждения уголовных дела по налоговым преступлениям.

Обеспечение устойчивого сбора налогов - одно из важнейших условий эффективности экономической системы государства. Вместе с тем анализ состояния законности и правоприменительной практики, складывающейся в Свердловской области, свидетельствует о том, что уровень различного рода нарушений законодательства о налогах и сборах, негативно влияющих на финансово-экономическую ситуацию, остается значительным.

Нормы уголовного права, устанавливающие ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, призваны усиливать экономическую безопасность государства, обеспечивать проведение эффективной экономической и социальной политики. Однако в результате гуманизации уголовного законодательства, а также либерализации уголовной политики в области налогообложения возникли сложности, связанные с выявлением и расследованием преступлений, предусмотренных ст. ст. 198 -1992УКРФ.

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 407-ФЗ в ст.ст. 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым единственным поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях являются материалы проверки налоговых органов.

Новый порядок возбуждения уголовных, дел о налоговых преступлениях позволил устранить имевшиеся ранее пробелы в законодательстве. Однако на сегодняшний день можно утверждать, что изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2009         № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ, существенным образом повлияли на эффективность противодействия совершаемым преступлениям в сфере налогообложения, в том числе на практику их выявления и расследования.

Невысокая эффективность взаимодействия правоохранительных органов и ФНС России в сфере противодействия налоговым преступлениям, что, безусловно, влияет на результаты их выявления и раскрытия.

Законодательно не определен механизм представления налоговому органу материалов, полученных в ходе оперативно-розыскной деятельности, которые могут стать как весомым аргументом при назначении проверки, так и важными доказательствами совершенного налогового правонарушения при предъявлении обвинения лицу по уголовному делу.

Таким образом, собранные органами полиции материалы в рамках оперативно-розыскной деятельности согласно действующему законодательству не могут быть приобщены к материалам выездных налоговых проверок в качестве доказательственной базы, так как согласно налоговому законодательству к числу доказательств относятся только материалы, полученные в ходе «контрольных мероприятий» самими налоговыми органами.

Вместе с тем в случае, если налогоплательщик обратится в арбитражный суд с исковым заявлением об обжаловании решения налогового органа, то по его ходатайству исполнение решения может быть приостановлено, а требование по уплате налога отозвано. Следовательно, у налогового органа обязанность, предусмотренная п. 3 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации, приостанавливается на неопределенное время, и такие материалы не направляются в следственные органы, до рассмотрения материалов в арбитражном суде и вступления в законную силу его решения.

Правоохранительными и контролирующими органами области проведены необходимые координационные мероприятия в целях налаживания межведомственного взаимодействия. Так, 30.05.2012 прокуратурой области проведено межведомственное совещание «О взаимодействии правоохранительных и контролирующих органов области по повышению эффективности выявления и расследования налоговых преступлений». Во исполнение решения межведомственного совещания запланированы и проводятся мероприятий направленные на усиление надзора в указанной сфере, устранение нарушений, выявленных в ходе проверки работы правоохранительных органов по противодействию налоговым преступлениям.

Эта работа дала определенные положительные результаты.

Так, в первом квартале 2013 года в Свердловской области зарегистрировано в два раза больше налоговых преступлений, в два раз больше возбуждено уголовных дел, предусмотренных ст.ст.198-1992 УК РФ, чем аналогичном периоде прошлого года.

С 2012 года в области наметилась тенденция роста уровня собираемости налогов и сборов. Так, в первом квартале 2013 года с территории Свердловской области в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 52101,2 млн. рублей платежей (без учета налогов и сборов на социальные нужды), администрируемых налоговыми органами, что на 8,4 % больше объема доходов 1 квартала 2012 года. В консолидированный бюджет Свердловской области поступило 38 278,4 млн. руб., что на 16,4% превышает уровень поступлений за 3 месяца 2012 года.

Надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах является приоритетным направлением надзорной деятельности.

Прокуратурой области на постоянной основе анализируется работа по противодействию налоговой преступности, принимаются меры по повышению результативности работы правоохранительных и контролирующих органов в указанной сфере.

 

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью

органов Следственного комитета Российской Федерации