Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

18.06.2014. Оказание юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 48) каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В большей степени потребность в такой помощи существует в пенитенциарных учреждениях. Особая значимость юридической помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, вызвана рядом факторов таких, как: изоляция от общества, ограничивающая доступ к правовой информации, недостаточный уровень развития правового сознания и правовой культуры осужденных, не позволяющий им использовать правовые средства для реализации своих прав. При этом наличие специального правового статуса указанных лиц не предполагает ограничений в средствах защиты их прав, свобод и законных интересов.

Право осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей, на юридическую помощь закреплено в Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и иных нормативных правовых актах.

Конституционные положения о праве на получение квалифицированной юридической помощи осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, конкретизированы в части 8 статьи 12, части 4 статьи 89 УИК РФ, согласно которым для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом встречи с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не входят в число свиданий, определяемых УИК РФ, поэтому они предоставляются без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов по заявлению осужденного. Свидания с адвокатом предоставляются наедине вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. Необходимо отметить, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2004 № 77-О «По ходатайству Министра юстиции Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.12.2003 по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» установленный частью 4 статьи 89 УИК РФ порядок предоставления осужденному свиданий с адвокатом носит уведомительный, а не разрешительный характер, в связи с чем администрация учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, не вправе отказать в удовлетворении заявления осужденного о свидании с приглашенным им адвокатом. При этом приведенные принципиальные положения имеют общий характер, относятся в равной мере ко всем осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, в том числе и к тем, к которым применены меры дисциплинарного взыскания.

Согласно п. 31 Административного регламента предоставления государственной услуги по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного Приказом Минюста России от 29.06.2012 № 125, переписка осужденных с защитником или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, если администрация учреждений уголовно-исполнительной системы располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц.

На практике существует определенное мнение, что правовая помощь - это помощь только адвокатов. Действительно, адвокатская деятельность является основным средством обеспечения гарантируемого Конституцией Российской Федерации права на получение квалифицированной юридической помощи. Однако юридическая помощь адвоката относится к числу наиболее дорогих услуг, в особенности по уголовным делам, а также по делам лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, при этом возможность осужденных в получении юридической помощи от адвокатов существенно снижается. Вместе с тем согласно положениям УИК РФ для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами не только адвокатов, но и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи. При этом законодательством не конкретизировано, какие именно субъекты, кроме адвокатов, имеют право на оказание юридической помощи осужденным, находящимся в местах лишения свободы.

В соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» по прибытии на свидание адвокат должен представить ордер юридической консультации на оказание юридической помощи осужденному, подтверждающий его полномочия на представление интересов осужденного, и предъявить документ, удостоверяющий его (адвоката) личность. Порядок допуска в исправительное учреждение иных лиц, прибывших для оказания юридической помощи осужденным, специальными нормами не конкретизирован.

Конституционное право на получение юридической помощи нельзя понимать в узком смысле и связывать его реализацию с возможностью отстаивания своих интересов только в рамках уголовного процесса. С учетом особенностей статуса осужденного право на квалифицированную юридическую помощь гарантируется ему для защиты и его права, и от незаконных действий и решений органов и учреждений, исполняющих наказание.

Не случайно в последнее время большое значение приобретает деятельность общественных наблюдательных комиссий по контролю за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания (далее - ОНК), правовые основы участия которых в вопросах контроля за обеспечением прав граждан, содержащихся в местах лишения свободы, в том числе создания условий для их адаптации в жизни общества в последующем, определяются Федеральными законами от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации», от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Основными задачами ОНК обозначены следующие: осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля; содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

К формам контроля наряду с прочими отнесены: посещение мест принудительного содержания; рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав находящихся в местах принудительного содержания; подготовка по результатам контроля рекомендательных решений в формах заключений, предложений и обращений; направление собранных материалов компетентным государственным органам или их должностным лицам; взаимодействие с компетентными и заинтересованными субъектами.

 

Уральская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.