На главную

Борьба с экстремизмом

Противодействие коррупции

Государственные закупки

Надзорные каникулы для малого бизнеса

Мероприятия


14.03.2012 Выступление первого заместителя прокурора области по вопросу взаимодействия с правозащитными организациями

В. Маленьких: «Работа с обращениями граждан, в том числе в форме личного приема - важнейшие участки деятельности любого государственного органа»

14 марта 2012 года в Екатеринбурге состоялся круглый стол по вопросу взаимодействия правозащитных организаций и органов власти при оказании правовой поддержке лицам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Организаторами мероприятия выступила Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т. Мерзлякова.

В своем выступлении Владимир Маленьких отметил, что для органов прокуратуры правозащитная функция является одной из ключевых задач. Реализация этой функции происходит, в том числе,  при рассмотрении обращений граждан.

Работа с устными и письменными обращениями граждан, в том числе в форме личного приема населения - важнейшие участки деятельности любого государственного органа. Например, для органов прокуратуры обращения граждан представляют особую значимость, выступая, с одной стороны, в качестве важного источника информации о нарушениях закона, а с другой стороны, являясь формой контроля за деятельностью нижестоящих прокуроров и показателем доверия населения органам прокуратуры.

Рассмотрение обращений в органах прокуратуры.

Так, в истекшем 2011 году органами прокуратуры области разрешено свыше 60 тысяч обращений 63005 (в 2010 году 64058). При этом около 8 тысяч составляют жалобы граждан на нарушения их трудовых прав – (7932, удовлетворено 3013), разрешено почти 9,5 тысяч жалоб по вопросам соблюдения жилищных прав – (9463, удовлетворено 2068), и свыше 12,5 тысяч заявлений по вопросам соблюдения законности на стадии возбуждения уголовного дела (12621, удовлетворено 2439). В целом, как и в 2010 году, удовлетворяется почти каждая пятая жалоба (19% или 12068 обращений).

По-прежнему, именно с прокуратурой области граждане связывают надежды на оперативное и объективное восстановление их прав и, как следствие, продолжают обращаться с жалобами, не подведомственными органам прокуратуры. Как и в 2010 году, около 10% поступивших в отчетный период обращений направлены по подведомственности (12752 против 10417 в 2010 году).

В целом рост обращений в органы прокуратуры это, с одной стороны, это показатель повышения уровня социальной активности граждан, а с другой - свидетельство наличия негативных явлений в деятельности различных государственных структур и должностных лиц, несовершенства организации работы по рассмотрению ими обращений.

Особую значимость сегодня приобретает работа прокуроров по приему граждан. Всего в истекшем году более 28 с половиной тысяч граждан (28598) получили квалифицированную юридическую помощь на личном приеме в органах прокуратуры области (2010 – 30077).

Прием граждан и представителей общественных (правозащитных) организаций организован в строгом соответствии с Законом и позволяется встретиться с руководителем любого уровня для получения соответствующей квалифицированной юридической помощи.

Так, первичный прием граждан в прокуратуре области осуществляет прокурор отдела по рассмотрению писем и приему граждан ежедневно в рабочие дни с 09 до 18 часов, в пятницу и предпраздничные дни с 09 до 17 часов (перерыв с 13 до 14 часов) в здании прокуратуры области по адресу: ул. Московская, 21. При этом начальники структурных подразделений осуществляют прием граждан в соответствии с установленным графиком, утвержденным прокурором области. Заместители прокурора области осуществляют прием граждан, обжалующих решения, принятые начальниками курируемых подразделений аппарата. В ходе выездов в нижестоящие прокуратуры заместителями прокурора области могут быть приняты граждане, обжалующие решения, принятые гормежрайспецпрокурорами. Прокурор области ведет прием граждан, обжалующих решения заместителей прокурора области, начальников подразделений руководство которыми осуществляется непосредственно прокурором области. Личный прием прокурором области может быть организован также по его прямому поручению.

Надзор за соблюдением законодательства о рассмотрении обращений граждан.

Работа с обращениями граждан в поднадзорных органах исполнительной власти постоянно находится в поле зрения прокуроров. Надзорные полномочия в сфере исполнения законодательства, регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан, реализуются в ходе плановых тематических и внеплановых (например, по обращениям граждан) проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти. Результаты проверок свидетельствуют о повсеместном распространении нарушений порядка рассмотрения обращений граждан, установленного Законом № 59-ФЗ.

Прокурорская практика свидетельствует, что деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений по организации работы с обращениями граждан, несмотря на принимаемые меры, до настоящего времени не приобрела системного характера, не стала единообразной и эффективной. Не везде своевременно разработаны и введены в действие правовые механизмы, обеспечивающие реализацию прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

Многочисленные нарушения порядка рассмотрения обращений граждан, систематически выявляемые органами прокуратуры в государственных органах, в том числе федеральных органах исполнительной власти и их территориальных подразделениях, позволяют сделать вывод об отсутствии должного контроля со стороны руководителей государственных органов. Об отсутствии принципиальности в данном вопросе свидетельствует и тот факт, что виновные в нарушении прав, свобод и законных интересов граждан лица практически не несут ответственности.

Генеральным прокурором Российской Федерации перед всеми прокурорами поставлены задачи обеспечения должного надзора за соблюдением установленных сроков разрешения обращений, действенного контроля за восстановлением нарушенных прав заявителей и реального привлечения к ответственности виновных лиц.

Таким образом, реализация конституционного права граждан на обращение требует от государственных органов качественной организации работы по их рассмотрению и разрешению, выработки единообразного подхода по применению законодательства об обращениях граждан.

В этой связи, введение новеллы в КоАП РФ позволило создать действенный рычаг воздействия на лиц, не исполняющих требования Закона о рассмотрении обращений. Так, согласно требованиям ст. 5.59 КоАП РФ (Нарушение порядка рассмотрения обращений граждан), нарушение установленного законодательством порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами  государственных органов и органов местного самоуправления влечет административную ответственность с наложением штрафных санкций. Дела о таких административных правонарушениях возбуждаются прокурорами, рассматривает их суд.

Проверки соблюдения законодательства об обращениях граждан и организаций проводятся прокуратурой на системной основе. Так, только в 2011 году, в ходе одной проверки силами аппарата прокуратуры области проверка проведена в Управлении Роспотребнадзора по Свердловской области, Управлении Россельхознадзора по Свердловской области, Управлении Росздравнадзора по Свердловской области, Управлении государственного строительного надзора Свердловской области, Управлении государственной жилищной инспекции, Региональной энергетической комиссии по Свердловской области, Министерстве образования и Министерстве природных ресурсов. Территориальными прокурорами проверочные мероприятия проведены в органах местного самоуправления и территориальных подразделениях федеральных органов исполнительной власти в городах и районах (территориальные управления Роспотребнадзора и территориальные отделы службы судебных приставов).

По результатам этой проверки органами прокуратуры выявлено 374 факта нарушения требований Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Анализ выявленных нарушений позволяет структурировать их по следующим видам:

- нарушение 30-дневного срока рассмотрения обращений граждан (336 нарушений),

- нарушение 3-дневного срока регистрации обращения (9 нарушений),

- нарушение 7-и дневного срока направления обращений по подведомственности (12 нарушений),

- направления обращений, которые не входят в компетенцию данного органа, в иные органы с нарушением 7-дневного срока либо неуведомление об этом заявителей и другие.

Взаимодействие с общественными объединениями.

При этом в прокуратуре области организована работа с общественными и иными объединениями, направленная на повышение уровня правовой культуры населения. В 2011 году прокуратурой области принято участие в 20 мероприятиях правового просвещения с участием общественных и иных объединений, в частности, по вопросам: предотвращения насилия в семье, противодействия рейдерству, недопущения применения пыток к заключенным.

Прокуроры городов и районов проводят встречи с учащимися образовательных учреждений, разъясняя вопросы применения законодательства и компетенции органов прокуратуры.

В 2011 году прокуратурой области рассмотрено 204 обращения общественных объединений, в том числе по вопросам защиты гражданских прав и свобод - 54, борьбы с преступностью -51, охраны окружающей среды - 33, исполнения законодательства в сфере экономики - 36, исполнения законодательства о несовершеннолетних - 9, исполнения антикоррупционного законодательства -11.

Доводы ряда обращений общественных объединений (в том числе - Свердловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей) нашли свое подтверждение в ходе прокурорских проверок, по фактам нарушений прокурорами принесено 3 протеста, внесено 18 представлений об устранении нарушений закона, направлено 10 исков (заявлений) в суд, объявлено 1 предостережение. 


Контактная информация

Интернет-приемная
ПРОГРАММА НА СТРАЖЕ ЗАКОНА
вердловский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих
Совет ветеранов
Книга памяти
Общественный совет
© 2005-2017    Прокуратура Свердловской области
Все права защищены
[ карта сайта ]