На главную

Борьба с экстремизмом

Противодействие коррупции

Государственные закупки

Надзорные каникулы для малого бизнеса

Мероприятия


12 марта 2015. Начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Бобина Р.В. приняла участие в межведомственном совещании, состоявшемся в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области

Накануне, 12 марта 2015 г., начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Бобина Р.В. приняла участие в межведомственном совещании, состоявшемся в Министерстве общего и профессионального образования Свердловской области.

 

Предлагаем Вашему вниманию текст доклада:

 

"В Свердловской области насчитывается более 700 тысяч детей и подростков, среди них свыше 19 тыс. - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это почти 3% от общей численности детского населения области.

На профилактическом учете в органах внутренних дел состоят около 6 тыс. несовершеннолетних правонарушителей (5692) и около 5 тыс. родителей, отрицательно влияющих на детей.  

В 2014 году несовершеннолетними и при их участии совершено более 2,6 тыс. преступлений. Наряду с этим зарегистрировано свыше 2,5 тыс. преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. Причем повсеместно преступления в отношении детей совершают их родители или иные лица, на которых возложены обязанности по их воспитанию.

В связи с этим особое значение приобретает деятельность органов и учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые образуют единую систему профилактики.

Их непосредственные задачи:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних,

- обеспечение защиты прав и законных интересов детей,

- выявление и пресечение случаев их вовлечения в совершение преступлений.

Достижение этих задач во многом зависит от комплексного подхода к оказанию помощи ребенку и семье, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Однако со своими непосредственными обязанностями названные органы далеко не всегда справляются. Нередки факты безответственного отношения к службе, а иногда и откровенного бездействия должностных лиц. Как результат, дети, находящиеся в социально опасном положении, лишены необходимой заботы.

На состоявшемся межведомственном совещании прокуратуры области в ноябре 2014 года были проанализированы причины сложившейся ситуации.

Одна из них в том, что заинтересованные ведомства работают отдельно друг от друга, между ними нет должного взаимодействия, нет необходимого обмена информацией.

Вместо активных действий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, семейного неблагополучия, иногда показывается лишь их видимость.

 

Согласно ст. 4 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики входят:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

- органы управления социальной защитой населения,

- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования,

- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,

- органы опеки и попечительства,

- органы по делам молодежи,

- органы управления здравоохранением,

- органы службы занятости,

- органы внутренних дел,

- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).  

Всего субъектами системы профилактики являются 11 органов и учреждений.

В указанных органах, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Следует отметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации в целях обеспечения эффективности взаимодействия органов и учреждений системы профилактики приняты региональные нормативные правовые акты.

На территории Свердловской области по требованию прокуратуры области областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав разработан и 25.12.2014 утвержден Порядок межведомственного взаимодействия органов системы профилактики и иных органов  Свердловской области при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении.

В документе регламентирован алгоритм действий органов системы профилактики:  комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; управлений социальной политики; учреждений здравоохранения; органов внутренних дел по муниципальным образованиям; органов и учреждений культуры; центров занятости населения; учреждений уголовно-исполнительной системы; органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление образованием и образовательных организаций.

Так, органы местного самоуправления, осуществляющие управление образованием и образовательные организации:

- ведут учет детей в возрасте от 6,5 до 18 лет, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- участвуют в организации летнего отдыха детей, их досуга и занятости.

Дошкольные образовательные организации:

- при прибытии детей в детский сад проводят ежедневный (в рабочее время) их внешний визуальный осмотр;

- при выявлении признаков жестокого обращения с ребенком  (наличие синяков, ссадин, грязная одежда и т.п.) незамедлительно направляют информацию в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних по месту проживания ребенка;

- при выявлении детей, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровья либо, препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно направляют информацию в управление социальной политики, отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних, а также в управление образованием по установленной ими форме.

Следует отметить, что только органы опеки и попечительства в силу  статьи 77 Семейного кодекса РФ при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью вправе незамедлительно отобрать ребенка у родителей или одного из них или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка проводится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - управления социальной политики.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение 7 дней после вынесения акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении родительских прав.

Общеобразовательные организации, образовательные организации среднего профессионального образования и другие организации, осуществляющие образовательный процесс, в соответствии с их уставами и положениями:

- обеспечивают ежедневный (в рабочее время) при прибытии обучающихся их внешний визуальный осмотр;

- при выявлении несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных организациях, принимают меры к выяснению причин непосещения и возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения.

В течении 3 дней  с момента установления факта учащимися пропуска занятий по неуважительной причине информируют органы, осуществляющие управление образованием по месту фактического проживания детей.

Управления образованием  в течении 3 дней при необходимости направляют представления в комиссию по делам несовершеннолетних для принятия решения о возращении несовершеннолетнего для обучения в образовательное учреждение:

- при выявлении признаков жестокого обращения родителей, законных представителей с ребенком незамедлительно направляют информацию в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних по месту проживания ребенка;

- при выявлении несовершеннолетних, проживающих в условиях, представляющих угрозу их жизни или здоровью либо, препятствующих их нормальному воспитанию, незамедлительно направляют информации в управление социальной политики, отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних, а также в управление образованием по установленной ими форме;

- формируют социальный паспорт образовательной организации, проводят анализ положения учащихся и ежеквартально представляют в комиссию по делам несовершеннолетних сведения о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении.

Помимо этого, в шестом разделе Порядка межведомственного взаимодействия органов системы профилактики и иных органов  Свердловской области при выявлении, учете и организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально-опасном положении регламентирован способ межведомственного взаимодействия всех органов системы профилактики по выявлению причин и условий, которые способствуют созданию социально-опасного положения семьи, а также мероприятия по индивидуальной профилактической работе, реабилитации несовершеннолетних и семей, находящимися в социально-опасном положении.

В частности, предусмотрено;

- создание постоянной или временной рабочей группы, с указанием периодичности и порядка её работы с семьёй;

- разработка и утверждение формы индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- порядок определения ответственного специалиста органа системы профилактики за исполнением индивидуальных программ реабилитации.

Индивидуальные программы реабилитации и адаптации  несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, должны содержать:

- оценку состояния несовершеннолетнего и условий его жизни;

- перечень социальных, педагогических, медицинских, психологических и других мероприятий по реабилитации и адаптации несовершеннолетнего, направленных на восстановление утраченных им социальных связей.

Координация деятельности органов и учреждений системы профилактики возложена на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Координация - это взаимосогласованная деятельность различных органов по достижению общей, единой цели, направленной на реабилитацию семьи и несовершеннолетних, на определение мероприятий по выходу из трудной жизненной ситуации, например, трудоустройство неработающих родителей, направление их на лечение от алкоголизма, наркомании, ограничение пьющих родителей в дееспособности, оказание детям и семье  адресной социальной помощи и так далее.

Однако по сведениям прокуроров городов и районов межведомственное взаимодействие между органами системы профилактики не прослеживается, несмотря на то, что прошло более 2 месяцев с момента утверждения областной комиссией по делам несовершеннолетних  и защите их прав Порядка.

Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства об укреплении семьи, повышения ответственности родителей за воспитание и содержание детей свидетельствует о том, что снижение воспитательного воздействия родителей на детей является основной причиной роста преступности несовершеннолетних, которая в прошедшем году увеличилась на 14% и не уменьшается в текущем году.

За 2 месяца 2015 года несовершеннолетними совершено уже 417 преступлений, из них 26 - учащимися на территории образовательных учреждений.

Среди несовершеннолетних отмечается пьянство, употребление наркотических, токсических и иных психотропных веществ.

Растут преступные проявления среди несовершеннолетних младшей возрастной группы (13-14 лет). Ежегодно в органы внутренних дел за различные правонарушения и безнадзорность доставляется более 10 тысяч несовершеннолетних, свыше 2 тысяч самовольно ушедших из семьи, государственных воспитательных учреждений.

Социальный контроль со стороны учебных заведений, органов опеки, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и других органов за условиями жизни и воспитания детей в семьях осуществляется неудовлетворительно.

Крайне низка роль органов образования в ранней профилактике семейного неблагополучия. Между дошкольными учреждениями, школами и учреждениями среднего профессионального образования отсутствует преемственность воспитательного процесса.

Персонал детских садов не знает об условиях жизни и воспитания детей в семьях и не интересуется этим. В то время как уже в начальных классах педагоги отмечают, что родители не обеспечивают должного воспитания, содержания и обучения детей.

Органами управления образованием и образовательными учреждениями не выявляются дети, находящиеся в социально-опасном положении. Вопреки требованиям ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» они не информируют другие органы и учреждения о ненадлежащем исполнении родителями обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей. Не ведется работа по формированию у обучающихся мотивов законопослушного поведения.

Например, в марте 2014 года двое учащихся 5 класса Клевакинской средней общеобразовательной школы в Каменском районе в помещении образовательного учреждения нанесли побои своему однокласснику. Вместе с тем, не направление школой информации в отдел полиции, в комиссию по делам несовершеннолетних не позволило проведение с правонарушителями своевременной индивидуальной профилактической работы. По выявленным нарушениям прокуратурой Каменского района в управление образованием внесено представления, по результатам рассмотрения которого директор школы привлечена к дисциплинарной ответственности.

Управления образованием не вникают в работу подведомственных учреждений с неблагополучными семьями, не анализируют эти вопросы.

В то время как по данным государственной статической отчетности в 2014 году 75% участников преступлений являлись учащимися образовательных учреждений  (1827 человек из 2444)".

 

 


Контактная информация

Интернет-приемная
ПРОГРАММА НА СТРАЖЕ ЗАКОНА
вердловский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих
Совет ветеранов
Книга памяти
Общественный совет
© 2005-2017    Прокуратура Свердловской области
Все права защищены
[ карта сайта ]