На главную

Борьба с экстремизмом

Противодействие коррупции

Государственные закупки

Надзорные каникулы для малого бизнеса

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 26.11.2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Екатеринбург                                                                                 26.11.2014

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего                                                  Колесниковой О. Г.,  

судей                                                                                  Бурматовой Г. Г.,

                                                                                            Ивановой Т. С.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга к Администрации Чкаловского района                       г. Екатеринбурга, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать ликвидацию несанкционированных свалок,

по апелляционной жалобе ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга на решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга 18.08.2014,

заслушав доклад судьи Бурматовой Г. Г., пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском процессе представителей ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга , судебная коллегия

установила:

 

прокурор Чкаловского района города Екатеринбурга обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Чкаловского района                         г. Екатеринбурга, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» с требованием о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по надлежащей организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на территории Чкаловского района г.Екатеринбурга, в кварталах № 114, 119 Нижне-Исетского лесного парка лесопаркового участкового лесничества                      г. Екатеринбурга; о возложении обязанности на администрацию Чкаловского района         г. Екатеринбурга организовать ликвидацию указанных свалок.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой г.Екатеринбурга совместно со специалистами Государственного казенного учреждения Свердловской области «Верх- Исетское лесничество» (далее – ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество»), на территории Нижне-Исетского лесного парка лесопаркового участкового лесничества г. Екатеринбурга в кварталах № 114,119 с координатами север 56.721652-восток 60.619383 объемом 2 куб. м., площадью 6 кв.м., север 56.720216-восток 60.619512 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.723301-восток 60.614963 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.723442-восток 60.618997 объемом 2 куб. м., площадью 6 кв.м., север 56.719062-восток 60.61801 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.719462-восток 60.617881 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м. обнаружено захламление леса бытовыми, промышленными отходами и строительным мусором.

Кварталы № 114, 119 Нижне-Исетского лесного парка расположены в пределах территории Чкаловского административного района г. Екатеринбурга. Данные земли находятся в собственности Свердловской области. В этой связи организацию свалок должны выполнять ответчики.

Отсутствие надлежащего осуществления возложенных на администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга обязанностей по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, приводит к складированию мусора в неотведенных для этого местах, что создает угрозу санитарно-эпидемиологической обстановке, причинению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц и нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании старший помощник прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга иск поддержала.

Представители ответчика администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга- с иском не согласились, пояснили, что лесной парк Нижнее-Исетский относится к лесному фонду. Санитарно-оздоровительные мероприятия в лесах должен осуществлять собственник земельного участка Свердловская область. В бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» не заложено финансирование расходов на проведение мероприятий по очистке от захламления данных территорий.

Представители ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» требования к учреждению не согласились, пояснили, что учреждение действует на основании устава, в соответствии с которым на него возложены функции по организации и ведению лесного и лесопаркового хозяйства в лесных парках. В рамках мероприятий по охране и защите лесов проводятся санитарно-оздоровительные мероприятия, которые включают в себя вырубку погибших и поврежденных лесных насаждений, очистку лесов от древесины, потерявшей деловые качества. Скопление бытовых, промышленных отходов и строительного мусора не связаны с деятельностью учреждения и не могут быть вызваны действиями или бездействиями работников лесничества.  Полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, в том числе и земель лесного фонда, действующее законодательство относит к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования. Обнаруженные свалки на территории Нижнее-Исетского лесного парка содержат бытовые, строительные и промышленные отходы, которые жители близ лежащих жилых кварталов (пос. Рудный) вывозят в парк. В связи с отсутствием надлежащей организации мест для сбора и утилизации отходов в населенных пунктах.

Представители третьих лиц ООО «Технология и сервис», Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседании не явились.

Решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 18.08.2014 исковые требования прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга удовлетворены частично. Признаны незаконными бездействия Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга, выразившиеся в отсутствии организации мероприятий по уборке на территории кварталов № 114, 119 Нижне-Исетского лесного парка лесопаркового участкового лесничества г. Екатеринбурга свалок бытового и промышленного мусора с координатами: север 56.721652-восток 60.619383 объемом 2 куб. м., площадью 6 кв.м., север 56.720216-восток 60.619512 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.723301-восток 60.614963 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.723442-восток 60.618997 объемом 2 куб. м., площадью 6 кв.м., север 56.719062-восток 60.61801 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.719462-восток 60.617881 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м. На Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга возложена обязанность в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию указанных свалок бытовых и промышленных отходов. В удовлетворении исковых требований к Государственному казенному учреждению Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация Чкаловского района                       г. Екатеринбурга просит отменить решение, принять по делу новое решение об отказе в иске, указав на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя жалобы администрация Чкаловского района г.Екатеринбурга является ненадлежащим ответчиком по данному иску. Суд не принял во внимание, что осуществление всех организационно-распорядительных функций по вопросам местного значения, в том числе в области с обращением с отходами, а также утверждение правил благоустройства отнесено к полномочиям Администрации г.Екатеринбурга, Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга как ее территориальный орган только участвует в организации соответствующих работ. Администрация района не организует, а участвует в организации мероприятий по охране окружающей среды, участвует в организации и контроля сбора и вывоза отходов. Кроме того, Чкаловский район муниципальным образованием не является. Спорные свалки расположены на территории Нижне-Исетского лесного парка, в границах Чкаловского административного района города Екатеринбурга, в свою очередь, Нижнее-Исетский лесной парк находятся в собственности Свердловской области, санитарно-оздоровительные мероприятия, обязано проводить ГКУ СО «Верх-Исетское лесничество».

В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Администрация города Екатеринбурга просила решение суда первой инстанции отменить. Указала, что Администрациями города Екатеринбурга и Чкаловского района г. Екатеринбурга исполнены в полном объеме обязанности, установленные законом,  по созданию условий для выполнения собственниками и пользователями земельных участков их содержания в соответствии с требованиями действующих нормативно-правовых актов: определен субъект, ответственный за вывоз бытовых и промышленных отходов, создано муниципальное специализированное предприятие ЕМУП «Спецавтобаза», осуществляющее в том числе вывоз отходов. Организованы полигоны для утилизации бытовых отходов.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга доводы апелляционной жалобы поддержали.

Прокурор возражал относительно доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Заслушав представителя истца, представителей ответчика, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, суд правильно установил характер спорных правоотношений и нормы закона, подлежащие применению. При этом все изложенные в решении выводы подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал надлежащую, отвечающую правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Чкаловского района г. Екатеринбурга с привлечением специалистов Государственного казенного учреждения «Верх-Исетское» лесничество 12,14,16,19,21,23 мая 2014 года установлено наличие на территории кварталов № 114, 119 Нижне-Исетского лесного парка свалки бытового и промышленного мусора с координатами: север 56.721652-восток 60.619383 объемом 2 куб. м., площадью 6 кв.м., север 56.720216-восток 60.619512 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.723301-восток 60.614963 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.723442-восток 60.618997 объемом 2 куб. м., площадью 6 кв.м., север 56.719062-восток 60.61801 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м., север 56.719462-восток 60.617881 объемом 4 куб. м., площадью 8 кв.м.

Данные обстоятельства и факт захламления леса бытовыми, промышленными отходами и строительным мусором в указанных местах на территории Чкаловского административного района г. Екатеринбурга сторонами не оспаривались.

В соответствии с ч. 1 ст. 9, ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Как правильно указано судом, создание несанкционированной свалки в лесных парках подвергает отрицательному воздействию качество жизни и благополучия неопределенного круга лиц. Нарушаются права неопределенного круга лиц на обитание в здоровой, сбалансированной окружающей среде в отсутствие угрозы их образу жизни, в связи с чем  требование о ликвидации данных свалок заявлено прокурором правомерно.

В соответствии с пп. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» суд первой инстанции пришел к верному выводу, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения и относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с отходами.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд, надлежащим образом применив нормы материального права, оценив имеющиеся доказательства, правомерно сделал вывод о необходимости возложения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов на Администрацию Чкаловского района г. Екатеринбурга на основании п. 1, п.п. 26, 27 п. 6 Положения «Об администрации района города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/6. Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга является территориальным органом администрации города Екатеринбурга и осуществляет на территории Чкаловского административного района г. Екатеринбурга, где обнаружено несанкционированное складирование отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории Чкаловского района в пределах предоставленных полномочий, в том числе: участвует в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов; участвует в организации благоустройства и озеленения территории района.

Кроме того, решением Екатеринбургской городской Думы от 24.12.2013 № 18/8 «О бюджете муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» в Приложении 7 «Ведомственная структура расходов бюджета муниципального образования «город Екатеринбург» на 2014 год» за администрациями районов закреплена строка расходов на благоустройство и охрану окружающей среды.  Администрации районов являются главными распорядителями бюджетных средств.

В соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» районными администрациями заключаются муниципальные контракты по вывозу несанкционированных свалок отходов с территории, находящейся в муниципальной собственности или в случае установления обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на основании решения суда.

Суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика о том, что мероприятия по охране окружающей среды, сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов организованы надлежащим образом, поскольку доказательств этого ответчиком не представлено. Не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции, в связи с чем, аналогичный довод апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняется.

Доводы жалобы о том, что обязанности по ликвидации свалок должны быть возложены на ГКУ Свердловской области «Верх-Исетское лесничество», являются не состоятельными, поскольку ГКУ Свердловской области «Верх-Исетское лесничество» должно осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, под которыми понимается вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Такие обязанности предусмотрены ст. 55 Лесного кодекса и Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 № 414. Обязанности по организации мероприятий по ликвидации свалок, образованных в результате жизнедеятельности людей, состоящих из бытовых отходов и мусора, на данного ответчика не возложены. Данные доводы были предметом обсуждения в суде первой инстанции, и, с учетом имеющихся в деле доказательств им дана надлежащая оценка.

Позиция ответчика, основанная на том, что места несанкционированного складирования отходов расположены на землях, находящихся в собственности Свердловской области, о неправильности выводов суда не свидетельствует, поскольку местное самоуправление осуществляется в границах муниципального образования независимо от форм собственности на земельные участки, находящиеся на него территорий. Суд правильно применил положения п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Юридически значимые обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, нарушений норм материального и гражданского процессуального права при рассмотрении гражданского дела не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга 18.08.2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга - без удовлетворения.


Контактная информация

Интернет-приемная
ПРОГРАММА НА СТРАЖЕ ЗАКОНА
вердловский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих
Совет ветеранов
Книга памяти
Общественный совет
© 2005-2018    Прокуратура Свердловской области
Все права защищены
[ карта сайта ]