На главную

Борьба с экстремизмом

Противодействие коррупции

Государственные закупки

Надзорные каникулы для малого бизнеса

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13.11.2014

                                   АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13.11.2014

                                г. Екатеринбург

 

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе

председательствующего                                                                 Ишенина Д.С.

судей                                                                                                 Тушнолобовой Л.А.

                                                                                                           Седых Е.Г.

с участием  прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры свердловской области,рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора  Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределённого круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, МБУ «Центральная городская больница № 20», ФГУП «Экран» о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей провести строительно-ремонтные работы в соответствии с правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГУП «Экран» на решение  Кировского  районного  суда  г.  Екатеринбурга  от 05 августа 2014 года, которым постановлено: иск прокурора – удовлетворить:

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в части ненадлежащего контроля исполнения распоряжения № 660-р от 20.09.2012 года (пункты 2, 5)  о закреплении на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию технических средств и сооружений гражданской обороны «Экран» защитного сооружения гражданской обороны - отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3, общей площадью 679,84 кв.м. (подвальное помещение на территории Муниципального бюджетного учреждения «Центральная городская больница № 20»).

Признать незаконным бездействие Федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений «Экран», выражающееся в ненадлежащем содержании федерального имущества, а именно: защитного сооружения гражданской обороны - отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3 (подвальное помещение на территории Муниципального бюджетного учреждения «Центральная городская больница № 20»).

Обязать Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений «Экран» устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны - отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3, а именно: восстановить систему вентиляции, смонтировать воздухоотводы; исправить систему энергоснабжения, заменить электропроводку, установить плафоны освещения, укомплектовать электрощитовые, привести в рабочее состояние выключатели освещения; восстановить систему водоснабжения; восстановить систему канализации; заменить защитные герметичные двери, установить уплотнительную резину защитных герметичных дверей; восстановить освещение над входом; заменить входные группы; установить информационную табличку.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Центральная городская больница  № 20» освободить защитное сооружение гражданской обороны - отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенное по адресу: г. Екатеринбург, ул.Дагестанская, 3, от складируемых отходов (коробок, материалов и т.п.).

Заслушав доклад судьи Тушнолобовой Л.А., объяснения    представителя    ответчика   ФГУП «Экран» .поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя  МБУ «Центральная городская больница № 20» , представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,  мнение прокурора отдела прокуратуры области, полагавшей целесообразным оставить решение суда без изменения,  судебная коллегия

                                                              установила:

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к ТУ Росимущества в Свердловской области, МБУ «Центральная городская больница № 20» о признании незаконным бездействия по ненадлежащему содержанию федерального имущества, возложении обязанностей провести строительно-ремонтные работы в соответствии с правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.

В обоснование иска указано, что прокуратурой в связи с обращением главного врача МБУ «ЦГБ № 20» проведена проверка по вопросу нарушения требований действующего законодательства, в связи с ненадлежащим содержании защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3 (на территории МБУ «ЦГБ № 20»). В ходе которой  установлено, что ответчиками не разработан план ремонтно-восстановительных работ защитного сооружения ГО ОСУ AII-150 № 417537, общей площадью 679,84 кв.м.; не проведён его ремонт в соответствии с планом; не отключена электроэнергия в защитном сооружении из-за протечек; состояние системы вентиляции - не исправна, демонтированы воздуховоды; состояние системы энергоснабжения - в не исправном состоянии,  электропроводка требует замены, неисправны выключатели освещения, отсутствуют плафоны освещения, разукомплектованы электрощитовые; состояние системы водоснабжения - не исправна; состояние системы канализации: система канализации разрушена; общее состояние защитного сооружения (конструкции, протечки, герметичность) - отслоение бетона на стенах и потолках; замечания по содержанию и использованию - защитные герметичные двери требуют замены, отсутствует уплотнительная резина на защитных герметичных дверях, нет освещения над входом, требуют замены входные группы, отсутствует информационная табличка, вход в защитное сооружение гражданской обороны захламлён; не заключён договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО, а также выполнения мероприятий ГО; помещение защитного сооружения ГО используется МБУ «ЦГБ № 20» как складское помещение под мусор. Выводы комиссии - защитное сооружение не готово к приёму укрываемых. Данное защитное сооружение находится в федеральной собственности и не закреплено ни за одной организацией, в связи с чем, обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью расположенного на территории Свердловской области федерального имущества возложена на Территориальное Управление Федерального агентство по управлению государственным имуществом в Свердловской области. Бездействием ответчика в виде непринятия мер по надлежащему содержанию и закреплению объекта гражданской обороны нарушаются права неопределённого круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций. При этом, защитное сооружение используется.

В дальнейшем прокурор уточнил свои требования и просил признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, ФГУП «Экран», выражающееся в ненадлежащем содержании федерального имущества, имеющего статус защитного сооружения гражданской обороны, а именно: защитного сооружения гражданской обороны отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул.Дагестанская, 3 (подвальное помещение МБУ «ЦГБ №20»). Прокурор просил обязать ответчиков устранить выявленные нарушения путём приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства указанного защитного сооружения, а именно: восстановить систему вентиляции, смонтировать воздухоотводы; исправить систему энергоснабжения, заменить электропроводку, установить плафоны освещения, укомплектовать электрощитовые, привести в рабочее состояние выключатели освещения; восстановить систему водоснабжения; восстановить систему канализации; заменить защитные герметичные двери, установить уплотнительную резину защитных герметичных дверей; восстановить освещение над входом; заменить входные группы; установить информационную табличку. Обязать МБУ «Центральная городская больница № 20» освободить указанное защитное сооружение от складируемых отходов - коробок, материалов.

Определением суда от 21.05.2014 года к участию в деле в качестве третье лица на стороне ответчика привлечено Управление федерального казначейства по Свердловской области (л.д. 157-158).

Определением суда от 26.06.2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений «Экран» (л.д. 164-165).

В судебном заседании представитель истца  поддержала исковые требования.

В судебном заседании представитель ответчика ТУ Росимущества в Свердловской области  иск не признал,  пояснив, что защитное сооружение гражданской обороны - ОСУ А-П-1500 инв. №417537, расположенное по вышеуказанному  адресу  является федеральной собственностью. На сегодняшний день объект гражданской обороны фактически используется МБУ «ЦГБ № 20» и состоит на учёте в данной организации. ТУ Росимущества в Свердловской области обращалось в адрес МБУ «ЦГБ № 20» с письмом о необходимости заключить договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, однако никаких действий МБУ «ЦГБ № 20» принято не было. В связи с чем, распоряжением № 660-р от 20.09.2012 года ТУ Росимущества в Свердловской области закрепило объект гражданской обороны за ФГУП «Экран». Данное распоряжение признано законным решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 года,  поэтому  ФГУП «Экран»  обязано устранить выявленные нарушения по содержанию вышеуказанного защитного сооружения.

В судебном заседании представитель ответчика МБУ «Центральная городская больница № 20» предъявленные к ТУ Росимущества в Свердловской области и ФГУП «Экран», посчитала обоснованными, указав, что требования, заявленные к МБУ «ЦГБ № 20», в настоящий момент исполнены. Ответчик освободил защитное сооружение от складируемых отходов согласно акту о проведении проверки заглубленного склада от 05.04.2014 года, установил пожарную сигнализацию согласно договору на техническое обслуживание № 12/2 ПТО от 28.03.2014 года, отключил теплоиспользующие установки потребителя согласно акту отключения установок потребителя от 16.12.2013 года, а также заменил электропроводку и восстановил освещение над входом в защитное сооружение.

В судебном заседании представитель ответчика ФГУП «Экран» иск не признала, пояснив, что согласно распоряжению № 660-р от 20.09.2012 года ТУ Росимущества в Свердловской области, ФГУП «Экран» должно быть передано 2 375 объектов недвижимого имущества, в том числе защитное сооружение ГО ОСУ АII-150, инвентарный номер 417537, расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3. Однако при закреплении указанного имущества за ФГУП «Экран», ТУ Росимущества по СО был допущен ряд существенных нарушений, т.к.  защитное сооружение закреплено за ФГУП «Экран» без соответствующего согласования, фактической передачи имущества не произошло, отсутствует техническая документация на объект и паспорт убежища, не учтены возможности предприятия по регистрации передаваемых объектов, не подписан акт приёма-передачи недвижимого имущества. Полагает, что право хозяйственного ведения ФГУП «Экран» в отношении вышеупомянутого объекта не возникло в связи с несоблюдением надлежащего порядка закрепления имущества за предприятием, из казны Российской Федерации указанное имущество не выбывало, в связи с чем у ФГУП «Экран» отсутствуют какие-либо правомочия для распоряжения данным имуществом, его содержания и использования. В действиях ФГУП «Экран» нарушений закона не имеется,  и данное предприятие является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик ФГУП «Экран» в апелляционной жалобе просит отменить, как необоснованное, ссылаясь на отсутствие правомочий ФГУП «Экран» для распоряжения данным имуществом, его содержания и использования, представив протокол совещания у заместителя Министра экономического развития Российской Федерации-руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.10.2014 года.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к  следующему.

Согласно распоряжению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области № 660-р от 20.09.2012 года  на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию технических средств и сооружений гражданской обороны «Экран» закреплено, в том числе, защитное сооружение гражданской обороны отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3, общей площадью 679,84 кв.м.

Согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от 29.05.2013 года по делу № А60-45612/2012 по заявлению федерального государственного унитарного предприятия по техническому обслуживанию технических средств и сооружений гражданской обороны «Экран» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о признании недействительным распоряжения № 660-р от 20.09.2012 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судом установлено, что основанием для закрепления на праве хозяйственного ведения объектов ЗС ГО за ФГУП «Экран» является протокол совещания от 24.05.2012 года, Устав ФГУП «Экран», Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённое Постановлением Правительства РФ № 432 от 05.06.2008 года, Положение о ТУ Росимущества в Свердловской области, утверждённое Приказом Росимущества № 63 от 05.03.2009 года. Распоряжение ТУ Росимущества в Свердловской области от 20.09.2012 года №660-р и соответствующие акты приёма-передачи были направлены ФГУП «Экран» 21.09.2012 года, что подтверждается письмом № АР- 14635/06 от 21.09.2012 года. Уставом предусмотрено, что ФГУП «Экран» создано в целях удовлетворения потребностей субъектов имущественных правоотношений в результатах его деятельности и получения прибыли от деятельности Предприятия, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Уставу, исходя из необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации. Для достижения уставных целей, Предприятие осуществляет следующие виды деятельности: приём, размещение, замену, освежение и хранение специмущества гражданской обороны, техническое обслуживание специмущества гражданской обороны, эксплуатация и содержание зданий, сооружений и других объектов, являющихся федеральной собственность и переданных Предприятию в установленном порядке в хозяйственное ведение. Только ФГУП «Экран» на территории Свердловской области имеет техническую возможность осуществлять обслуживание имущества гражданской обороны (п. п. 2.1 - 2.3). Источниками формирования имущества Предприятия является, в том числе, имущество, переданное Предприятию по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти (п. 3.5). Довод заявителя о том, что им не было дано согласие на издание оспариваемого распоряжения, судом отклонён, поскольку законодательством не предусмотрена обязанность заинтересованного лица испрашивать согласие предприятия на передачу ему имущества. Суд пришёл к выводу о том, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области вправе было передать ФГУП «Экран» федеральное имущество на праве хозяйственного ведения. Несоответствие оспариваемого распоряжения законам, нарушение им прав и законных интересов заявителя не установлено (л.д. 180-184). Данные решение суда  вступило в законную силу 01.07.2014 года.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что в соответствии с ч. 2 ст. ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному гражданскому, арбитражному, уголовному делам обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, вывод суда о том, что за ФГУП «Экран» на праве хозяйственного ведения закреплено, в том числе, защитное сооружение гражданской обороны - отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенное по адресу: г.Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3. Соответственно,  ФГУП «Экран»должно нести ответственность за ненадлежащее содержание объекта гражданской обороны.

Согласно п. 3.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утверждённых Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правил), при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом её в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учётом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приёму укрываемых.

Пунктом 3.2.3 Правил установлено, что пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается загромождение.

Согласно акту проверки соблюдения требований законодательства в сфере ГО и ЧС от 06.03.2014 года, составленного старшим помощником прокурора Чкаловского района г. Екатеринбурга, прокуратурой с привлечением специалиста Отдела надзорной деятельности по Чкаловскому району г. Екатеринбурга при ГУ МЧС России проведена проверка исполнения требований закона при использовании защитного сооружения ОСУ АII-150, инвентарный номер 417537, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3, по результатам которой были выявлены следующие нарушения: не разработан план ремонтно-восстановительных работ, не проведён ремонт защитного сооружения в соответствии с планом; не отключена электроэнергия в защитном сооружении из-за протечек; состояние системы вентиляции - не исправна, демонтированы воздуховоды; состояние системы энергоснабжения - в не исправном состоянии,  электропроводка требует замены, неисправны выключатели освещения, отсутствуют плафоны освещения, разукомплектованы электрощитовые; состояние системы водоснабжения - не исправна; состояние системы канализации: система канализации разрушена; общее состояние защитного сооружения (конструкции, протечки, герметичность) - отслоение бетона на стенах и потолках; замечания по содержанию и использованию - защитные герметичные двери требуют замены, отсутствует уплотнительная резина на защитных герметичных дверях, нет освещения над входом, требуют замены входные группы, отсутствует информационная табличка, вход в защитное сооружение гражданской обороны захламлён; не заключён договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО, а также выполнения мероприятий ГО; помещение защитного сооружения ГО используется МБУ «ЦГБ № 20» как складское помещение под мусор. Согласно выводам  комиссии  спорное защитное сооружение не готово к приёму укрываемых (л.д. 79-80).

Поскольку указанные обстоятельства  ответчиком  ФГУП «Экран»  в судебном заседании не опровергнуты и подтверждаются   материалами дела, суд обоснованно возложил на ФГУП «Экран» обязанность  по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений «Экран» устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны - отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3, а именно: восстановить систему вентиляции, смонтировать воздухоотводы; исправить систему энергоснабжения, заменить электропроводку, установить плафоны освещения, укомплектовать электрощитовые, привести в рабочее состояние выключатели освещения; восстановить систему водоснабжения; восстановить систему канализации; заменить защитные герметичные двери, установить уплотнительную резину защитных герметичных дверей; восстановить освещение над входом; заменить входные группы; установить информационную табличку.

При этом судебная коллегия не принимает во внимание представленный  в суд апелляционной инстанции протокол совещания у заместителя Министра экономического развития Российской Федерации-руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 20.10.2014 года, как подписанный     за пределами судебного разбирательства.

Суд также обоснованно признал  незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в части ненадлежащего контроля исполнения распоряжения № 660-р от 20.09.2012 года (пункты 2, 5)  о закреплении на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием по техническому обслуживанию технических средств и сооружений гражданской обороны «Экран» защитного сооружения гражданской обороны - отдельно стоящее убежище (ГО ОСУ) АII-150, инвентарный номер 417537, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Дагестанская, 3, общей площадью 679,84 кв.м. (подвальное помещение на территории Муниципального бюджетного учреждения «Центральная городская больница № 20»).  Данная обязанность закреплена приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 «Об утверждении типового положения о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом». В частности, территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - территориальный орган) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закреплённого в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений  принимает в  соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности, проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет право организовывать и проводить в установленном порядке проверки эффективного использования и обеспечения сохранности федерального имущества, закреплённого за федеральными государственными унитарными предприятиями федеральными казенными предприятиями и федеральными государственными учреждениями, а также имущества, составляющего казну Российской Федерации; имеет право принимать в пределах своей компетенции меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в сфере управления и распоряжения федеральным имуществом.

Доводы жалобы  носят субъективный характер и сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств по делу,  которым дана правильная оценка, и судебная коллегия оснований к   переоценке доказательств  не находит, как не находит оснований к отмене решения суда.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, применен  соответствующий закон. Нарушений процессуального закона, являющихся основанием к отмене решения суда в любом случае, судом не допущено.

Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329  Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

                                                          определила:

 

решение Кировского  районного  суда  г.  Екатеринбурга  от 05 августа 2014 года оставить  без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика   ФГУП «Экран» - без удовлетворения.

 

 


Контактная информация

Интернет-приемная
ПРОГРАММА НА СТРАЖЕ ЗАКОНА
вердловский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих
Совет ветеранов
Книга памяти
Общественный совет
© 2005-2018    Прокуратура Свердловской области
Все права защищены
[ карта сайта ]