На главную

Борьба с экстремизмом

Противодействие коррупции

Государственные закупки

Надзорные каникулы для малого бизнеса

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 20.05.2015

Судья Фефелова З.С.                                                                                  Дело № 33-6935/2015

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

        Судебная коллегия по административным делам Свердловского  областного суда в составе:

председательствующего                                                                                     Соболевой Т. Е.,

судей                                                                                                               Кормильцевой И.И.,

                                                                                                                                 Старкова М.В.,

при секретаре                                                                                                                    Ким Р.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 мая 2015 года гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района города Нижний Тагил об оспаривании Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Нижний Тагил», утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 15.12.2011 № 2480

по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации города Нижний Тагил

нарешение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 05 марта 2015 года.

        Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., объяснения представителя заинтересованного лица Кузьменковой Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя заявителя прокурора Волковой М.Н., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

        постановлением Администрации города Нижний Тагил от 15.12.2011 № 2480 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Нижний Тагил» (далее – Административный регламент), которое опубликовано в официальном издании «Горный край» № 92, 20.12.2011, действующий в настоящее время в редакции постановления Администрации города Нижний Тагил от 20.06.2014 № 1127-ПА «О внесении изменений в Административные регламенты», опубликованного в официальном издании «Тагильский рабочий» № 123 (24012) 08.07.2014.

        Прокурор Ленинского района города Нижний Тагилобратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункта 2 пункта 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Нижний Тагил», утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 15.12.2011 № 2480 (в редакции постановления Администрации города Нижний Тагил от 20.06.2014 № 1127-ПА), согласно которому заявителями на предоставление муниципальной услуги являются (далее – заявители): для предоставления жилых помещений в общежитиях – граждане Российской Федерации, состоящие в трудовых отношениях с организациями, учреждениями и предприятиями города, работники системы органов внутренних дел (либо уполномоченное лицо).

        В обоснование заявления прокурор указал, что оспариваемый подпункт 2 пункта 2 Административного регламента в части указания работников системы органов внутренних дел противоречит требованиям Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которыми не предусмотрено предоставление муниципального жилья работникам системы органов внутренних дел, за исключением участкового уполномоченного полиции. Кроме того, оспариваемая норма, внесенная в Административный регламент, является коррупциогенным фактором, ставит сотрудников полиции в определенную зависимость от местной власти, что может привести к конфликту интересов, согласно  Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

        В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления.         

        Представитель заинтересованного лица Администрации города Нижний Тагилв судебном заседании заявленные требования не признал.

        Представитель заинтересованного лица ММУ МВД России «Нижнетагильское» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился.

        Решением Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 05 марта 2015 года заявление удовлетворено, признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт 2 пункта 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Нижний Тагил», утвержденного постановлением Администрации города Нижний Тагил от 15.12.2011 № 2480 (в редакции постановления Администрации города Нижний Тагил от 20 июня 2014 года № 1127-ПА), в части предоставления жилых помещений в общежитиях работникам системы внутренних дел.

        В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Администрация города Нижний Тагил просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, указывая, что решение суда является незаконным и необоснованным, действующее федеральное законодательство не содержит запрет на предоставление органами местного самоуправления жилых помещений специализированного фонда сотрудникам органов внутренних дел, судом необоснованно не были приняты во внимание доводы заинтересованного лица со ссылкой на Устав города Нижний Тагил, Решение Нижнетагильской городской Думы от 24.06.2009 № 43 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Нижний Тагил», во исполнение которого был принят оспариваемый Административный регламент.

        Прокурором Ленинского района города Нижний Тагил принесены возражения на апелляционную жалобу заинтересованного лица с указанием о законности и обоснованности решения суда.

        Представителем заинтересованного лица ММУ МВД России «Нижнетагильское» представлен отзыв на апелляционную жалобу с указанием о поддержании доводов Администрации города Нижний Тагил и просьбой отменить решение суда.

        Представитель заинтересованного лица ММУ МВД России «Нижнетагильское», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, не просил об отложении рассмотрения дела, с учетом изложенного судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании части 3 статьи 167 и части 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

        В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение регулируется статьей 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ), согласно которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1). Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением (часть 3).

Указанным положениям Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ корреспондируют нормы Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ), которые регулируют предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (статья 8), а также предоставление жилых помещений сотрудникам, замещающим должность участкового уполномоченного полиции (статья 9).

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ сотруднику, не имеющему жилого помещения в населенном пункте по месту службы, и совместно проживающим с ним членам его семьи может предоставляться служебное жилое помещение (при переводе сотрудника на новое место службы в другой населенный пункт) или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1).

В случае отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иной федеральный орган исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, ежемесячно выплачивает сотруднику, не имеющему жилого помещения по месту службы, денежную компенсацию за наем (поднаем) жилого помещения в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации (часть 4).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предоставляет сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, не имеющему жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, и совместно проживающим с ним членам его семьи жилое помещение специализированного жилищного фонда в течение шести месяцев со дня вступления в указанную должность (часть 1).

В случае отсутствия на территории муниципального образования жилого помещения, указанного в части 1 настоящей статьи, сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и совместно проживающим с ним членам его семьи орган местного самоуправления предоставляет жилое помещение муниципального жилищного фонда (часть 2).

Таким образом, вышеуказанные положения федерального законодательства предусматривают возможность предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда только сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, которое сотрудник и совместно проживающие с ним члены его семьи обязаны освободить в случае его перевода на должность, не связанную с выполнением обязанностей участкового уполномоченного полиции на территории соответствующего муниципального образования.

        Данная норма обусловлена тем, что участковые уполномоченные полиции по роду своей служебной деятельности, заключающейся в охране общественного порядка на территории соответствующего муниципального образования, должны проживать в непосредственной близости от обслуживаемого населения.  

        Администрацией города Нижний Тагил в оспариваемом прокурором подпункте 2 пункте 2 Административного регламента был расширен перечень категорий граждан, обладающих правом на предоставление специализированных жилых помещений на территории города Нижний Тагил, по сравнению с вышеуказанным федеральным законодательством, с указанием работников системы органов внутренних дел, что является недопустимым.

В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Таким образом, установление категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде, не может быть произвольным и противоречить положениям федерального законодательства, и не свидетельствует о праве органов местного самоуправления предоставлять жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда в данном случае иным сотрудникам полиции, кроме участковых уполномоченных полиции, которым предоставляется служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, относящиеся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, формируемого федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел ежемесячно выплачивается денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения 

В соответствии с частью 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Разрешая дело, суд первой инстанции, проанализировав вышеуказанные нормы  федерального законодательства, сделал правильный вывод о том, что оспариваемый подпункт 2 пункта 2 Административного регламента в части предоставления жилых помещений в общежитиях работникам системы внутренних дел противоречит требованиям статьи 44 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», статьям 8, 9 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», части 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми не предусмотрено предоставление муниципального жилья работникам системы органов внутренних дел, за исключением участкового уполномоченного полиции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство не содержит запрет на предоставление органами местного самоуправления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам органов внутренних дел, является несостоятельным, поскольку согласно статье 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом, но только в соответствии с федеральными законами. При этом, положения федерального законодательства предусматривают возможность предоставления жилого помещения специализированного муниципального жилищного фонда только сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции.

Довод апелляционной жалобы с указанием на Решение Нижнетагильской городской Думы от 24.06.2009 № 43 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда города Нижний Тагил» не свидетельствует о незаконности решения суда, поскольку данное Решение было принято до вступления в силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», вступившего в силу с 01.03.2011, и Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 01.01.2012.

Довод, изложенный в отзыве заинтересованного лица ММУ МВД России «Нижнетагильское» о том, что участковые уполномоченные полиции являются   работниками системы органов внутренних дел, не свидетельствует о законности оспариваемой части Административного регламента, поскольку в данном случае содержание нормы не является определенным. Неопределенность правовой нормы не может быть устранена судом и является основанием для признания ее недействующей (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).

        С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, иные доводы апелляционной жалобы  являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, повторяют возражения, данные в суде первой инстанции.

Апелляционная жалоба заинтересованного лица не содержит указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены решения суда, и судебной коллегией указанные основания установлены не были.        

        Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

        решение Ленинского районного суда города Нижний Тагил Свердловской области от 05 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица Администрации города Нижний Тагил – без удовлетворения.

 

 

Председательствующий                                                                                          Т.Е. Соболева

 

 

Судьи                                                                                                                 И.И. Кормильцева

 

 

                                                                                                                                    М.В. Старков

   

 

 


Контактная информация

Интернет-приемная
ПРОГРАММА НА СТРАЖЕ ЗАКОНА
вердловский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих
Совет ветеранов
Книга памяти
Общественный совет
© 2005-2018    Прокуратура Свердловской области
Все права защищены
[ карта сайта ]