На главную

Борьба с экстремизмом

Противодействие коррупции

Государственные закупки

Надзорные каникулы для малого бизнеса

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 15.05.2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Екатеринбург

15 мая 2015 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного  суда  в  составе:

 

Председательствующего

Москаленко Ю.П.

Судей

Бурматовой Г.Г.

 

Деменевой Л.С.

 

 

при секретаре Нарожной А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора г. Североуральска, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Администрации Североуральского городского округа о понуждении к исполнению обязанностей в сфере охраны объектов культурного наследия по апелляционной жалобе ответчика на решение Североуральского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2015  года.

         Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.П., объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н., полагавшей оспариваемое решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия установлено, что монумент «Слава Героям фронта и тыла», расположенный по адресу: Свердловская область, г. Североуральск, ул. Свердлова, 60 не включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Монумент включен в перечень объектов муниципальной собственности и передан в оперативное управление МБУК «Североуральский краеведческий музей». Охрана указанного объекта культурного наследия органами местного самоуправления не осуществляется, сведения о нем в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия для проведения последующей процедуры включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не направлялись. Монумент уполномоченным органом на учет, как объект культурного наследия, не поставлен, не осуществляется его государственная охрана, средства на такие расходы не выделяются. Необеспечение сохранности монумента «Слава Героям фронта и тыла» приводит к негативным последствиям в виде причинения ему вреда, а в последующем может привести и к его разрушению. Неисполнение должностными лицами ответчика требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации ставит под угрозу дальнейшее существование объекта культурного наследия местного значения – монумента «Слава Героям фронта и тыла».

Просил суд возложить на ответчика обязанности предоставить в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области следующие сведения о вышеуказанном монументе: наименование объекта; сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате его основных изменений (перестроек) и (или) дате. связанного с ним исторического события; сведения о местонахождении объекта; сведения о категории историко-культурного значения объекта; сведения о виде объекта; описание границ территории объекта; фотографическое изображение объекта; сведения о собственниках и пользователях объекта культурного наследия и земельного участка, на котором он расположен.

Решением Североуральского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2015  года исковые требования прокурора г. Североуральска удовлетворены, на ответчика возложены указанные обязанности и установлен срок для исполнения - в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.  Судом не указаны основания, в соответствии с которыми монумент «Слава Героям фронта и тыла»  относится к объектам культурного наследия, а в Единый государственный реестр включаются лишь сведения об объектах культурного наследия. Выводы суда об отнесении монумента к категории объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, необоснован. Предоставление сведений в Департамент государственной охраны объектов культурного наследия Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области является правом, а не обязанностью администрации. Полагает, что правовые основания для удовлетворения требований прокурора отсутствуют.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного постановления в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленный спор, суд правильно установил все обстоятельства имеющие значение для дела, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в результате чего пришел к обоснованным выводам.

Согласно ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2); каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В силу ст. 9.3 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов (п. 1); государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (п. 2).

  Согласно п. 18 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 18 ч. 1 ст. 6 Устава Североуральского городского округа, утвержденного решением Североуральской муниципальной Думы от 18 мая 2005 года № 45, к вопросам местного значения городского округа относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа.

  В соответствии с преамбулой Положения о порядке сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Североуральского городского округа, охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории Североуральского городского округа, утвержденного постановлением Администрации Североуральского городского округа от 8 мая 2013 года № 620 (далее – Положение), историко-культурное наследие Североуральского городского округа составляют духовные и материальные ценности, значимые для сохранения и развития самобытности Североуральского городского округа.

Этим же Положением к полномочиям структурного подразделения Администрации Североуральского городского округа – отдела по культуре и дополнительному образованию – отнесены, в том числе: организация работы по выявлению, обследованию и изучению памятников истории и культуры на территории Североуральского городского округа; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа; ведение учета и регистрации объектов культурного наследия в соответствии с установленной документацией; формирование и хранение документов по выявлению, обследованию, изучению, учету и сохранению объектов культурного наследия.

В силу пп. 1, 4 п. 1 ст. 5 Закона Свердловской области от 21 июня 2004 года № 12-ОЗ «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области» органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом: дают согласие на учет объектов культурного наследия, признанных не отвечающими требованиям, предъявляемым к объекту культурного наследия федерального значения или объекту культурного наследия областного значения, в Едином государственном реестре объектов культурного наследия как объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; обеспечивают за счет средств местных бюджетов охрану и сохранение объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

  Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на территории г. Североуральска по адресу: ул. Свердлова, 60, расположен монумент «Слава Героям фронта и тыла».

Указанный монумент на основании Постановлением Главы местного самоуправления муниципального образования город Североуральск от 31 мая 2000 года № 476 «О закреплении памятников истории и архитектуры в муниципальной собственности» включен в перечень объектов муниципальной собственности, передан в оперативное управление МБУК «Североуральский краеведческий музей».

Органом местного самоуправления Североуральского городского округа надлежащие меры по обеспечению сохранности монумента «Слава Героям фронта и тыла» не принимаются, что приводит к причинению ему вреда в виде оскорбительных надписей и неприличных рисунков. В уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия для проведения последующей процедуры включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации сведения об указанном монументе не направлялись.

  Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что монумент «Слава Героям фронта и тыла» относится к объектам культурного наследия и нуждается в государственной охране, а предпринимаемые ответчиком меры для исполнения возложенных на него законом обязанностей, недостаточны.

  Вопреки доводам автора апелляционной жалобы, исполнение требований действующего законодательства в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия является не правом, а обязанностью органа местного самоуправления. 

Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо сведений, опровергающих обстоятельства, установленные судом первой инстанции, в целом сводятся к произвольной переоценке исследованных по делу доказательств и выводов суда первой инстанции, предусмотренных законом оснований для чего у судебной коллегии не имеется.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение, должным образом отвечающее критериям законности и обоснованности, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

          решение Североуральского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2015  года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика –без удовлетворения.

 

 

 


Контактная информация

Интернет-приемная
ПРОГРАММА НА СТРАЖЕ ЗАКОНА
вердловский межрегиональный центр профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих
Совет ветеранов
Книга памяти
Общественный совет
© 2005-2018    Прокуратура Свердловской области
Все права защищены
[ карта сайта ]