Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

07.10.2013. Изменение законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.

В соответствии со статьей 33 Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.

Статьей 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан, санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2012 года № 19-П отдельные положения ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 года №59-ФЗ признаны противоречащими Конституции Российской Федерации.

До принятия постановления Конституционного Суда РФ от 18.07.2012 года сложилась практика, при которой органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица рассматривали обращения объединений граждан (общественных объединений) и юридических лиц не в соответствии с положениями ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации».

Подобная практика сложилось в связи с буквальным толкованием норм части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации». В соответствии с указанными нормами органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица были обязаны рассматривать в соответствии с названным Федеральным законом лишь обращения граждан (индивидуальные или коллективные). Обращения же объединений граждан (общественных объединений) и юридических лиц в порядке ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» не рассматривались, поскольку это не допускалось названным федеральным законом.

Кроме того, к порядку рассмотрения заявлений и жалоб граждан  государственными и муниципальными учреждениями, выполняющими публично значимые функции, не применялись положения ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» ввиду отсутствия указания на этих субъектов в федеральном законе.

Подобная ситуация лишала объединения граждан, юридических лиц, а порой и самих граждан, обратившихся в государственные или муниципальные учреждения, возможности пользоваться гарантиями, представляемыми ФЗ «О порядке рассмотрения граждан Российской Федерации» (на получение ответа, на рассмотрение обращение в установленные сроки и т.п.)

Указанным постановлением Конституционного Суда РФ положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» признаны не соответствующими статьям Конституции Российской Федерации.

Федеральным законом от 07.05.2013 № 80-ФЗ внесены изменения в статью 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 1 и 2 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», согласно которым не только гражданам, но и объединениям граждан и юридическим лицам гарантировано право на рассмотрение их обращений органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами. Кроме того, при выполнении государственными и муниципальными учреждениями публично значимых функций (в сфере образования, здравоохранения и т.п.) указанные учреждения также обязаны руководствоваться положениями ФЗ «Об обращениях граждан».

 

Отдел по рассмотрению писем и приему граждан.