Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

28.10.2013. Гражданско-правовая ответственность за незаконное ограничение, прекращение энергоснабжения граждан-потребителей энергоресурсов.

В соответствии с п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правил предоставления коммунальных услуг) предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Организации, осуществляющие управление жилищным фондом, по отношению к ресурсоснабжающим организациям выступают в качестве покупателей коммунальных ресурсов, потребителей, которые нередко нарушают обязательства по договорам о приобретении коммунальных ресурсов, в том числе не производят, либо несвоевременно производят оплату полученных ресурсов.

Задолженность перед ресурсоснабжающей организацией может являться основанием для введения режима ограничения или прекращения снабжения коммунальными ресурсами, в том числе, ограничения энергоснабжения.

Для организаций-потребителей, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов, которое может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен, законом предусмотрен льготный порядок прекращения или ограничения энергоснабжения.

Последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи электрической энергии при неоднократном нарушении организацией-потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, предусмотренных договором) установлена Порядком прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 № 1 (далее - Порядком).

В силу п. 7 Порядка не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача топливно-энергетических ресурсов организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, обеспечивающим безопасность государства (воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, а также предприятиями, учреждениями и организациями уголовно - исполнительной системы и государственной противопожарной службы) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 № 364.

Для абонентов топливно-энергетических ресурсов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиками электрической, тепловой энергии и газа законодателем введены дополнительные механизмы защиты.

Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе, его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Частью 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг.

Аналогичные положения содержатся в пункте 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которому ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Пунктом 6 Порядка закреплено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей   организацией обеспечить подачу таким абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Наличие соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии организациям-потребителям во избежание нарушения прав и законных интересов добросовестных абонентов.

В случае отсутствия таких соглашений действия ресурсоснабжающих организаций, а также организаций-потребителей по прекращению, либо ограничению энергоснабжения абонентов могут быть признаны незаконными и повлечь установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 150 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги. Он освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, только если докажет, что нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет.

Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска.

Если вследствие нарушения прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг, потребителю причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), то по заявлению потребителя суд может возложить на исполнителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В 2012 году и текущем периоде 2013 года горрайпрокурорами в суд общей юрисдикции направлено 8 исковых заявлений о признании незаконными действий поставщиков электроэнергии по ограничению, прекращению энергоснабжения котельных, жилых домов и объектов социальной инфраструктуры, обязании возобновить энергоснабжение. Судом рассмотрено и удовлетворено 6 исковых заявлений прокурора данной категории, по 1 делу производство прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований, 1 -находится на рассмотрении.

 

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе.