Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

05.05.2015. Деятельность по управлению многоквартирными домами. Правила и ответственность.

Прокуратурой области проведен анализ изменений федерального законодательства, предусматривающего деятельность субъектов жилищно-коммунального хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 04.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015, после этой даты осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.

Законодателем определены лицензионные требования к лицам, желающим получить разрешение на осуществление указанного вида предпринимательской деятельности.

В силу ст. 193 Жилищного кодекса РФ к ним относится:

1. Регистрация лицензиата, соискателя лицензии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации. При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территориях иностранных государств, к осуществлению деятельности по управлению многоквартирными домами не допускаются;

2. Наличие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии квалификационного аттестата, получение которого осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.10.2014 № 659/пр «Об утверждении порядка проведения квалификационного экзамена, определения результатов квалификационного экзамена, выдачи, аннулирования квалификационного аттестата, ведения реестра квалификационных аттестатов, форма квалификационного аттестата, перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене».

3. Отсутствие у должностного лица лицензиата, должностного лица соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

4. Отсутствие в реестре лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, информации о должностном лице лицензиата, должностном лице соискателя лицензии.

5. Отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами информации об аннулировании лицензии, ранее выданной лицензиату, соискателю лицензии.

6. Соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных  ч.10 ст.161 Жилищного кодекса РФ, - в случае осуществления соискателем лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на дату обращения с заявлением о предоставлении лицензии.

За осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, в том числе с нарушением лицензионных требований, статьей 14.1.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа, размер которого составляет от 50 000 до 300 000 рублей.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Правила).

Перечень стандартов, выполнением которых обеспечивается управление многоквартирным домом, установлен п. 4 Правил, в том числе: прием, хранение и передача технической документации на многоквартирный дом; организация оказания услуг и выполнения работ, утвержденных решением собрания; начисление платы за коммунальные услуги и др.

Правилами также установлены требования к формированию и утверждению перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществлению аварийно-диспетчерского обслуживания, порядку передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом.

Ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а также в период прекращения действиялицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, предусмотрена статьей 7.23.3 КоАП РФ (вступила в силу с 01.01.2015).

Таким образом, большинство нарушений, связанных с управлением многоквартирным домом (в частности, с начислением платы за коммунальные услуги и содержание общего имущества, работой аварийно-диспетчерской службы), охватывается диспозицией ст. 7.23.3 КоАП РФ. Для отдельных нарушений правил управления многоквартирными домами административная ответственность предусмотрена специальными статьями (ст. 7.23.2 КоАП РФ – за нарушение требований законодательства о передаче технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, ст. 7.23.1 КоАП РФ – за нарушение требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, и др.).

Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.23.3 КоАП РФ, наделены должностные лица Управления Государственной жилищной инспекции, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор, рассмотрение дел осуществляется судами.

В настоящее время органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, наделены полным объемом полномочий в области применения мер административного воздействия по фактам нарушений в области управления многоквартирными домами, включая нарушения в области расчета платы за жилищно-коммунальные услуги и выставления платежных документов, функционирование аварийно-диспетчерской службы исполнителя, раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом, приема и рассмотрения заявок, предложений и обращений собственников и т.д.

Таким образом, по фактам нарушений порядка осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, совершенным после 01.01.2015, производство по делам об административных правонарушениях осуществляется Госжилинспекцией.

Полномочия по вопросам контроля и привлечения к административной ответственности в связи с нарушениями субъектами жилищно-коммунального хозяйства законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия осуществляются Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.

 

Управление по надзору за исполнением

федерального законодательства