Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

Актуальные вопросы законодательства о перевозке пассажиров легковым такси

Общественные  правоотношения в сфере перевозки пассажиров и багажа легковым такси регулируется на федеральном и региональном уровне Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.04.2011 № 69-ФЗ (далее – Закон о такси), постановлением Правительства Свердловской области «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области» от 31.08.2011 № 1148-ПП.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по вопросам деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области.

Анализ законодательства в рассматриваемой сфере показал, что в ст. 9 Закона о такси предусмотрено, что порядок осуществления кон­троля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпри­нимателями требований, установленных ч. 16 ст. 9 закона, и подлежащих применению с 01.09.2011, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, на момент проверки, проведенной прокуратурой области в марте 2012 года указанный закон не разработан, в связи с чем в целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным прокуратурой области в Законодательное Собрание Свердловской области 07.02.2012 направлен соответствующий законопроект, который 15.05.2012 рассмотрен и принят в первом чтении. В настоящее время законопроект проходит обсуждение в профильном комитете Законодательного Собрания Свердловской области.

Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Свердловской области осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности но перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого Министерством транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области в порядке, установленным указанным Постановлением Правительства Свердловской области.

Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя на срок не менее пяти лет.

Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.

Разрешение являются именными и действует на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение.

Перевозчики должны обеспечить надлежащее хранение и учет полученных разрешений. Разрешение должно находиться в салоне легкового такси.

Разрешения выдаются на основании заявления перевозчика по утвержденным формам.

Форма заявления, перечень документов, необходимых для получения разрешения, размещены на сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области.

К заявлению на получение разрешения перевозчики прилагают:

1) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за один месяц до дня ее подачи заявления;

2) копию свидетельства о регистрации транспортного средства, которое предполагается использовать (используется) при перевозках легковым такси, заверенную руководителем;

3) копию договора лизинга, в случае лизинга транспортного средства, которое предполагается использовать (используется) при перевозках легковым такси, заверенную руководителем.

Документы предоставляются непосредственно руководителем юридического лица и индивидуальным предпринимателем (при наличии документа, удостоверяющего личность) или представителем, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации представлять интересы перевозчика.

Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.

Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для получения разрешения, являются:

1) подача заявления и документов неуполномоченным лицом;

2) подача заявления, не соответствующего утвержденным формам.

3) отсутствие информации (сведений, данных), предусмотренной формой заявления;

4) отсутствие приложений к заявлению.

Перечень оснований отказа в приеме заявления и документов, необходимых для получения разрешения, является исчерпывающим.

Разрешение выдается в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи заявления и документов. Уполномоченный орган отказывает в выдаче разрешения в случае несоответствия сведений, указанных в заявлении, сведениям, содержащимся в документах, прилагаемых к заявлению.

Стоит отметить, что перечень оснований отказа в выдаче разрешения  также является исчерпывающим.

В случае отказа в выдаче разрешения уполномоченный орган в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем подачи заявления и документов, направляет в письменной форме перевозчику уведомление об отказе в выдаче разрешения с указанием причин отказа, подписанное руководителем уполномоченного органа либо уполномоченным на эти действия должностным лицом.

Рассматриваемый Порядок предусматривает переоформление разрешения, которое осуществляется в следующих случаях:

1) изменение государственного регистрационного знака транспортного средства, используемого в качестве легкового такси;

2) изменение наименования юридического лица, места его нахождения;

3) изменение фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность;

4) реорганизация юридического лица.

Переоформленное разрешение выдается в пределах окончания срока действия ранее выданного разрешения.

Проведенная проверка в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области показала, что в нарушении ст. 9 Закона о такси министерством допускаются необоснованные отказы субъектам хозяйственной деятельности в выдаче разрешений на осуществление перевозок граждан и багажа легковым такси, а также нарушаются сроки рассмотрения указанных обращений.

В целях устранения указанных нарушений закона в адрес Губернатора Свердловской области 20.03.2012 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Прокурорами в ходе проверок установлено, что водителями транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров на постоянной основе, игнорируются требования законодательства, предъявляемые к деятельности такси. В ходе проверок органами прокуратуры повсеместно выявлялись нарушения законодательства в рассматриваемой сфере.

Так, Красноуфимским межрайонным прокурором при проверке деятельности индивидуального предпринимателя Х. установлено, что последний, осуществляет деятельность без получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа такси.

Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

В связи изложенным, прокурором возбуждено дело об административном правонарушении.

Постановлением Арбитражного суда Свердловской области от 16.06.2012 индивидуальный предприниматель Х. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 тыс. руб.

Всего по результатам проверок прокурорами выявлено 107 нарушений требований закона, для устранения которых возбуждено 70 дел об административных правонарушениях, должностным лицам внесено 29 представлений, объявлено 11 предостережений.

В целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам легковое такси должно соответствовать следующим обязательным требованиям: легковое такси должно иметь на кузове цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке, должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации, иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета, должно быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси.

Водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси, проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

Контроль за соблюдением указанных требований, непосредственно в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси осуществляется органами ГИБДД.

Особо стоит отметить, что поскольку законодательство в рассматриваемой сфере является новым, следует предположить, что существует вероятность его регулярного обновления или изменения.