Екатеринбург, ул. Московская 21
Для слабовидящих

14.03.2013. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

С 01 июля 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» к числу основных задач которого отнесено предупреждение совершения поднадзорными лицами преступлений или иных правонарушений, а также оказание на поднадзорных лиц индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Следует учитывать, что задачи административного надзора сформулированы с учетом того, что административный надзор не является продолжением уголовного наказания, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц путем систематического наблюдения за ними и оказания на них индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел, а не органов исполнения наказания.

Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрены административные ограничения, устанавливаемые при рассмотрении заявления в суде.

Данные ограничения введены с целью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения государственных и общественных интересов.

Впервые рассмотрение заявления об установлении административного надзора осуществляется судом в порядке гражданского судопроизводства с участием прокурора.

Прокуроры, реализуя предоставленные ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ГПК РФ полномочия принимают участие в рассмотрении заявлений об установлении административного надзора с целью соблюдения прав и свобод граждан. За 2012 год судами Свердловской области с участием прокуроров рассмотрено более 2 500 заявлений об установлении административного надзора в отношении освобождаемых и освобожденных из мест лишения свободы лиц.

В рамках осуществления надзора за законностью судебных постановлений по гражданским делам прокурорами своевременно приносятся апелляционные и кассационные представления.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 31 октября 2012 года удовлетворено заявление ФКУ ИК -3 ГУФСИН России по Свердловской области об установлении административного надзора в отношении Ф.А.В. на срок погашения судимости, то есть на 6 лет, с соответствующими административными ограничениями.

Прокурором г. Краснотурьинска подано апелляционное представление, в котором ставился вопрос об изменении решения суда от 31.10.2012, в связи с неправильным применение норм материального права.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»  административный надзор в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, имеющего непогашенную судимость, за совершение тяжкого преступления и признанного в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

При  изложенных обстоятельствах установление административного надзора в отношении Ф.А.В. на срок свыше трех лет влечет нарушение его конституционных прав и свобод.

Определением судебной коллегии по гражданским делам от 31.01.2013 решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 31.10.2012 изменено, срок установленного административного надзора в отношении Ф. А.В. снижен до трех лет.

             отдел по обеспечению участия

             прокуроров в гражданском процессе